- Exegi monumentum
В этом году наконец-то собрался, пнул себя и начал читать, в который раз уже, "Час быка" Ефремова. Поставив перед собой задачу прочесть его наконец полностью... а не первые несколько страниц как в прошлые разы... b)

Кто читал Ефремова - думаю меня поймут. Ефремов писатель своеобразный. Очень. Настолько, что немало критиков и читателей, в основном ориентированных на развлекательную составляющую чтива, на легкость чтения - оценивают его крайне негативно. Его язык порой называют неживым, безжизненным.

И действительно, часто это правада. Порой его язык вязок. Порой сух. Порой страдает некой формалистической повествовательностью. Слова и предложения печатаются, как печатаются шаги. Многие эмоции - это описания эмоций. Вещи - описания вещей. События - описания событий. Читая текст Ефремов ты не погружаешься в текст, в действо... а как-бы скользишь по его поверхности, постоянно ощущая ее, поверхности, прочность, твердость и основательность. Это дискомфортно, порой непрятно. Читается тяжело. Как будто вкусно пахнущая, но плохо пережевываемая еда, да еще и впридачу со странным вкусом... хотя - страшно полезная. Примерно такой ассоциативный ряд приходит мне в голову, если подумать о языке Ефремова.

Или, другая аналогия... Есть педагоги более способные, способные увлечь ученика, рассказать красиво и доступно. А есть, может и более умные, с большим знанием... а вот рассказать легко - увы, не всем дано. Кстати, в моей жизни были и такие и такие, благодаря одним я историю больше любил, благодаря другим - лучше знал b)

Чтение книг Ефремов для меня каждый раз было сопряжено с каким-то... напряжением и элементом... самопринуждения. Или по принципу "ничего больше нет". Во всей полноте ощущал прелести его языка. Даже сейчас - я решил, что я должен прочесть "Час быка", просто должен его наконец прочесть... Хотя бы потому, что это неверно - рассуждать о том, чего не знаешь полностью.

Но, я недаром сказал - его книги полезное блюдо. Их тяжело есть, непросто переваривать, но будучи уже внутри - они приносят немалую пользу и доставляют нашему уму огромный заряд питательных вещест и микроэлементов. Закидывают в душу массу информации к размышлению. Формируют взгляды и мировоззрение. Просто интеллектуально обогащают...

Да да, автор книг - ученый и философ, мыслитель, гуманист. И там, где у него с одной строны медали тяжелый неаппетитный язык, с другой - знания и информация, мудрость, масса пользы.

Собственно... если не пытаться воспринимать его книги через призму чтива, как нечто, ненапряжно развлекающее мозг и тренинг для глаз, а отнестись к ним как своеобразным... учебникам, чему-то, что научает и формирует. Доносит до читателя знания, мысли и воззрения автора, заставляя его пропускать это через себя, обогащаться. То в таком разрезе его книги безусловно сияют, как драгоценные кристаллы.

И даже осилив его книгу - редко когда в конце чувствуешь удовлетворенное спокойствие. Отнюдь, чаще пребываешь в каком-то движении, движении мысли, в переживании...

При всей тяжести чтива - я читал многие книги Ефремова не менее пары раз. И могу сказать, что хоть и не готов засесть их перечитывать прямо сейчас... разве что "Дорогу ветров"... мною они любимы и, что еще важнее - уважаемы. Они дали мне многое. Они, и их автор для меня - тот самый педагог, который может и не так легок в общении, зато даёт щедро и основательно.

Сейчас, читая "Час быка", я постоянно осознаю - как хорошо, что я его читаю. И жалею. Что не прочел раньше.

Я вижу в нем очень много для себя, много информации к размышлению. Вопросы, поднимаемые в этой книге - невероятно актуальны сейчас, в нашем нынешнем обществе. Злободневны. Я читаю и ловлю себя на мысли, что постоянно думаю о читаемом, соотношу, сопоставляю. И постоянно прихожу к мысли, что во множестве бесед рассуждал о том, о чем рассуждает автор, часто говорил примерно то же. И многое в его книге, в его мыслях, дополняет и подкрепляет мои мысли, мои суждения, раскрывает иные грани этих проблем и вопросов.

Вообще, все это чтение - слегка пнуло меня, дало толчок мыслительным процессам. Я открываю что-то для себя. Что-то новое. Что-то - заново.

Попутно делаю над собой какие-то наблюдения и открываю заодно что-то новое и в себе, что-то лучше в себе понимаю. Как-то осмысленнее, сознательнее...

Полагаю, теперь, когда я уже все таки обогащаюсь Часом быка - я еще не один раз, так или иначе, вернусь и помяну это произведение.

Уж больно много там, больно много...

@темы: О себе, Личности, Читаю, Человечество, Воспоминания, Жизненное, Книги, Наблюдения, Позитив, Точка зрения

Комментарии
19.02.2009 в 18:14

Согласна с оценкой языка Ефремова, мне тоже из-за этой сухости было тяжеловато его читать. А потом в ней нашлась своя прелесть, какая-то наивность что ли, как будто четко видно, что автор наслаждался приходящими в его разум образами, и переносил их на бумагу прямо и быстро, без прикрас и витиеватостей, рождая собственный стиль) Ну, и еще если вспомнить время, когда он писал, в принципе, очень логично, что язык такой)
19.02.2009 в 21:18

one who knows - does not speak, one who speaks does not know knowing this - what else do you wish to know?
Hius
Соглашусь со сказанным почти на 100%. Если чесно я прочитал "Час быка" на одном дыхании... а через несколько лет перечитал его. И при каждом прочтении он оставался интересным и актуальным... Стоит наверно упомянуть "Лезвие бритвы", которое тоже привносит свою долю в мировосприятие, особенное если ее осилить в школьном возрасте....
20.02.2009 в 14:07

- Exegi monumentum
Ehwas Прелесь то там безусловно есть. Прелесть смысла, а не легкости чтения. Когда побеждаешь первоначальюную тяжесть, пробиваешься через какой-то барьер... этой самой отчужденной повествовательности. Ведь в его книгах - все как бы не изнутри, а со стороны. Ты не внутри повествования, а как бы вне, тебе обо всем рассказывают... ну, как-то так...

Опять же, сравнить можно с художественной литературой, чтивом... и... чем то вроде учебника. Его читают не для удовольствия, а для чего-то иного.

И потом еще, герои будущего Ефремова, сам мир - настолько непохожи на нас... их порой физически чувствуешь иными. Вроде и люди, а как инопланетяне, иной разум... Вроде как есть с ними интерфейс, но вы по его сторонам - черные ящики, обменивающиеся данными, но не вполне родственные.

Про время... может быть. Вспомнить бы язык Беляева... я жеж его уже так давно читал...

Хотя, пожалуй ранние Стругацкие, если точнее, "Извне" и "СБТ" - чем-то по стилистике Ефремову близки.

XCom И при каждом прочтении он оставался интересным и актуальным...

Видимо я тоже буду его перечитывать... но для начала нужно хоть раз дочитать ;)

Стоит наверно упомянуть "Лезвие бритвы"

Конечно стоит!

Я хотел его помянуть в посте... но нашлось мало поводов, да и пост больше про "Час быка" как бы ;)

которое тоже привносит свою долю в мировосприятие, особенное если ее осилить в школьном возрасте...

Истинно так! Именно это хотел сказать! :)

Я читал первый раз "Лезвие бритвы" в 15 лет, на осенних каникулах, в, пожалуй, самое сумрачное, личностно сумрачное время моей жизни.

Помню, книга та не вытащила меня из того состояния... может даже чем-то внесла еще большее смятение... Но впечатление произвелс сильное очень, закинуло в топку мозга массу инфорамции, породила какое-то движение и... и вообще, просто понравилась. Совей масштабностью, своим переплетением событий, своей наполненностью полезным и интересным. Своими идеями.

Кстати сказать, мое отношение к женщине, мои вкусы - во многом сформированы именно книгами Ефремова. Его взгляды на женщину, на красоту, на отношения - во многом идеалистическая база моего отношения ко всему этому :)
20.02.2009 в 20:57

мое отношение к женщине, мои вкусы - во многом сформированы именно книгами Ефремова. Его взгляды на женщину, на красоту, на отношения

Ну уж тогда надо наверно и про Таис Афинскую упомянуть? Я прочел эту книгу очень рано (в классе третьем). А потом прочел ее еще раз, классе в седьмом. А потом и еще раз, классе в 11. И каждый раз - как заново. И каждый раз - по новому воспринимал и персонажей и описания. Потому что накладывалось на собственный жизненный опыт.
И да... я соглашусь что мое отношение к женщине и красоте во многом взято из Таис и Лезвия Бритвы.
27.02.2009 в 08:55

~да здравствует Царь!~
забавно. я как раз неделю-две назад наконец-то нашла человека, у которого "Час быка" есть в бумаге, дабы насладиться книгой лёжа в кровати или сидя в уютном кресле, а не буквой "Зю"портя глаза у компа. давно именно эту книгу искала, а купить - глупо не хватало финансов.
нравится мне мир, создаваемый Ефремовым. идеализированный, справедливый, наивный, люди прекрасны и благородны, настоящее Светлое Будущее, недостижимое для современного человека. то, что он трудно читается-это да, приходится порой реально себя заставлять дочитывать, но так как в конце ты об это мне пожалеешь, заставлять себя приходится всё меньше и меньше)
в принципе, что плохого в тяжёлом и местами сухом изложении? ну не прочтут его люди, читающие что-то для галочки, из-за моды, из-за нечего делать, из-за развлечения. книга же от этого не потеряет.