- Exegi monumentum
Заранее сообщу две вещи.
Во-первых, я не являюсь ярым фанатом киносаги «Звездные войны». Но в моем ближайшем окружении есть такой человек. И я, как человек увлекающийся, его великолепно понимаю. Для меня «Звездные войны» тоже не пустой звук. Пусть я и не фанат, но сочувствующий.
Во-вторых, я намеренно затянул с написанием отзыва и впечатлений от просмотра. Чтобы слегка остыть и уже тогда, на трезвую голову…
* * *
Писать о ЗВ, делиться впечатлениями о них… Это и просто и непросто одновременно. Практически все знают, что это за киносага, про что она, что там происходит. Про все это кинотворение уже говорено-переговорено и писано-переписано. Везде. Да и последняя часть сейчас тоже у всех на слуху.
И все-таки попробую и я вставить свои семь копеек...
* * *
Считаю, что совершенно нет никакого смысла писать о таких составляющих картины «Звездные войны: Эпизод III. Месть ситов» как спецэффекты в их совокупности, видеоряд и музыкальное сопровождение. Тут все ВСЕГДА, во всех картинах, было на высоте, над всем работали профессионалы самого высочайшего класса, талантливые люди, специалисты своего дела. И даже лишись вся сага своего ОСНОВНОГО содержания, останься только набор картинок со звуком и музыкой… Даже тогда все шесть серий были бы несказанно хороши.
В общем, та часть картины, которая обращена непосредственно к внешним интерфейсам нашего мозга, та часть, которая воздействует на наше сознание напрямую справляется с поставленной перед ней задачей на все 100%.
Все эти вспышки, взрывы, выстрелы, стремительные перемещения, экзотические пейзажи неизвестных планет и более или менее открытого космоса, различные гуманоиды, джедаи, дроиды, ситы, световые мечи… В «Индастриал Лайт энд Мэджик» не даром едят свой хлеб. А музыка Джона Уильямса!
Все эти визуально-звуко-словесные громады, исполненные масштаба и пафоса… Все это так в духе «Звездных войн». Все это так в духе всех остальных саг, созданных человечеством. Ведь недаром, работая еще над первой частью Лукас консультировался с всемирно известным исследователем мифологии, Джозефом Кемпбеллом.
Но все это – внешняя сторона фильма. Даже от не очень внимательного зрителя, от зрителя, пришедшего «посмотреть картинки», и смотревшего за этим-же и остальные части двух трилогий… И то не ускользает, что этот фильм – другой. Эмоционально, атмосферно и даже идологически.
Скажу про себя. До сих пор я смотрел звездные войны как то отстраненно. Я видел красивое, интересное зрелище. Следил за сюжетом. И не более того. Точно так же я смотрел «Властелина колец» и «Гарри Поттера» и многое множество других фильмов. Они не проходили глубоко внутрь моего сознания. Это не были фильмы «о жизни», это были фильмы для развлечения. Эта серия, первая и единственная, в которой я принял происходящее гораздо ближе. По ходу фильма я, зная наперед, что будет, зная, что «сколько роботам не рассыпайся, сколько космолетам не разбивайся, продолжение уже давно было, и есть» — Екатерина Русанова, зная, что смотрю заведомо предрешенную историю, я первый раз за все шесть серий задумывался, что было бы «давным давно в далекой далекой галактике» если бы всем известные герои и персонажи в какой-то переломный момент поступали не так, как они поступали, а иначе, реализуя в полной мере свою возможность выбора…
В третьей части, на фоне фантастического антуража показываются вполне человеческие и даже не очень фантастические по своей сути судьбы виртуальных (а многие даже не знают истинного значения этого слова – «тот, который мог бы быть», «возможный», «кажущийся») людей. Все эти, на протяжении уже многих тысяч лет преследующие человечество, вопросы. То, что одной правды – нет, а у каждого она своя и каждый по-своему прав; то, что на каждого умного, мудрого, хитрого и прозорливого найдется тот, кто его превосходит во всем этом; то, что благо для каждого – свое, и что благо многих может быть при этом трагедией некоторых, которыми нужно пожертвовать для этого самого блага; то, что человек, временно отступающий от своих идеалов рискует очень низко пасть; что грань между демократией и диктатом очень зыбка и эфемерна; что человек – существо слабое, даже будучи наделен большими полномочиями и обладая большой силой; что сила, данная в руки слабому человеку, незрелому, не готовому мудро распоряжаться этой силой - может погубить многих и его самого; что врядли полноценным членом общества станет бывший раб или какой-либо другой, пусть и замечательный, но с детства чем-то глубоко ущемленный человек, обуреваемый из-за этого комплексами и страстями; и наконец, все мы знаем, куда могут завести благие намерения.
И еще то, что когда тебе все и со всех сторон говорят о твоей исключительности и тем более мудрости, то это наверняка означает то, что ты – тяжелая фигура в чьей-то шахматной партии, и каждый старается тебя заполучить. И что в такой ситуации нужно быть очень осторожным в своих суждениях и поступках и очень много думать над всем этим, не поддаваясь сиюминутным порывам.
Что верность и честность на самом деле ценятся очень высоко.
Что нужно быть скромнее в этой жизни и не хотеть слишком уж многого, ложа все на алтарь своих желаний.
В фильме показан финал интриги, как один очень умный и хитрый сит, переиграл целый орден рыцарей-джедаев (переживающий явно не лучшие времена) и добился таки своего.
Как милый мальчик, Эннакин Скайуокер, желавший блага своим близким и всем людям, потом ставший нервным амбициозным подростком, страдающим от утрат и боящимся новых, стал наконец Дартом Вэйдером, которому уже практически нечего терять ведь даже сама жизнь его уже и жизнью является только по названию.
А еще фильм про то, что так низко пав и испытав за это такую боль, понеся такие утраты, у Энакина-Вэйдера, на многие годы и для многих людей по ту и эту сторону экрана ставшего ликом зла, есть будущее, и мы знаем, что в будущем он искупит свое прежнее предательство новым, а за новое расплатится жизнью, но вернет себе любовь, пусть и не широких масс общественности далекой далекой галактики, а только своих родных.
Ведь сам Джордж Лукас говорил, что вся его сага, это история жизни одного человека – Энакина Скайуокера. Очень человеческая, и в общем-то вполне реальная в своей виртуальности, на самом деле, история.
* * *
Я согласен, что есть великое множество фильмов наполненных громадами смысла, в которых показаны более реальные истории и судьбы, в которых актеры играют и выкладываются так, что зритель верит в то, что видит.
«Звездные Войны» - не такой фильм.
Но «Звездные Войны», это чудесный сплав зрелища и смысла. Просто смысл этот подан в них так, что многие люди за завесой зрелища, формы, не видят сути, содержания. Которое там далеко не в пляске бликов от скрещивающихся световых мечей… А может просто «Звездные Войны» сделаны так, что под шум битв и напыщенность речей заложенный смысл сам собой, в обход сознания проникает в наш мозг и поселяется там? Что на самом деле смысл там подан так просто и доступно, что многие даже этого не замечают?
А еще, может все сделано так именно потому, что, как и все саги и мифы, "Звездные войны" рассчитаны в основном на юное поколение, еще только начинающее набираться жизненного опыта, только вникающее своим подростковым мозгом в хитросплетения взрослой жизни?
В любом случае, «Звездные Войны» вообще, не более, чем миф. Миф, пришедший к нам не из глубины веков, а родившийся и выросший уже при нашей жизни. За что все мы, если честно, у Лукаса в долгу, потому что он дал нам кое-что, именно дал, причем гораздо больше, чем мы ему вернули заплатив за билеты в кино.
А уж кто что увидит в этом мифе… Кто что увидит…
А человечеству нужны мифы. И мифы тоже. Тем более, такие красивые…
Во-первых, я не являюсь ярым фанатом киносаги «Звездные войны». Но в моем ближайшем окружении есть такой человек. И я, как человек увлекающийся, его великолепно понимаю. Для меня «Звездные войны» тоже не пустой звук. Пусть я и не фанат, но сочувствующий.
Во-вторых, я намеренно затянул с написанием отзыва и впечатлений от просмотра. Чтобы слегка остыть и уже тогда, на трезвую голову…
* * *
Писать о ЗВ, делиться впечатлениями о них… Это и просто и непросто одновременно. Практически все знают, что это за киносага, про что она, что там происходит. Про все это кинотворение уже говорено-переговорено и писано-переписано. Везде. Да и последняя часть сейчас тоже у всех на слуху.
И все-таки попробую и я вставить свои семь копеек...
* * *
Считаю, что совершенно нет никакого смысла писать о таких составляющих картины «Звездные войны: Эпизод III. Месть ситов» как спецэффекты в их совокупности, видеоряд и музыкальное сопровождение. Тут все ВСЕГДА, во всех картинах, было на высоте, над всем работали профессионалы самого высочайшего класса, талантливые люди, специалисты своего дела. И даже лишись вся сага своего ОСНОВНОГО содержания, останься только набор картинок со звуком и музыкой… Даже тогда все шесть серий были бы несказанно хороши.
В общем, та часть картины, которая обращена непосредственно к внешним интерфейсам нашего мозга, та часть, которая воздействует на наше сознание напрямую справляется с поставленной перед ней задачей на все 100%.
Все эти вспышки, взрывы, выстрелы, стремительные перемещения, экзотические пейзажи неизвестных планет и более или менее открытого космоса, различные гуманоиды, джедаи, дроиды, ситы, световые мечи… В «Индастриал Лайт энд Мэджик» не даром едят свой хлеб. А музыка Джона Уильямса!
Все эти визуально-звуко-словесные громады, исполненные масштаба и пафоса… Все это так в духе «Звездных войн». Все это так в духе всех остальных саг, созданных человечеством. Ведь недаром, работая еще над первой частью Лукас консультировался с всемирно известным исследователем мифологии, Джозефом Кемпбеллом.
Но все это – внешняя сторона фильма. Даже от не очень внимательного зрителя, от зрителя, пришедшего «посмотреть картинки», и смотревшего за этим-же и остальные части двух трилогий… И то не ускользает, что этот фильм – другой. Эмоционально, атмосферно и даже идологически.
Скажу про себя. До сих пор я смотрел звездные войны как то отстраненно. Я видел красивое, интересное зрелище. Следил за сюжетом. И не более того. Точно так же я смотрел «Властелина колец» и «Гарри Поттера» и многое множество других фильмов. Они не проходили глубоко внутрь моего сознания. Это не были фильмы «о жизни», это были фильмы для развлечения. Эта серия, первая и единственная, в которой я принял происходящее гораздо ближе. По ходу фильма я, зная наперед, что будет, зная, что «сколько роботам не рассыпайся, сколько космолетам не разбивайся, продолжение уже давно было, и есть» — Екатерина Русанова, зная, что смотрю заведомо предрешенную историю, я первый раз за все шесть серий задумывался, что было бы «давным давно в далекой далекой галактике» если бы всем известные герои и персонажи в какой-то переломный момент поступали не так, как они поступали, а иначе, реализуя в полной мере свою возможность выбора…
В третьей части, на фоне фантастического антуража показываются вполне человеческие и даже не очень фантастические по своей сути судьбы виртуальных (а многие даже не знают истинного значения этого слова – «тот, который мог бы быть», «возможный», «кажущийся») людей. Все эти, на протяжении уже многих тысяч лет преследующие человечество, вопросы. То, что одной правды – нет, а у каждого она своя и каждый по-своему прав; то, что на каждого умного, мудрого, хитрого и прозорливого найдется тот, кто его превосходит во всем этом; то, что благо для каждого – свое, и что благо многих может быть при этом трагедией некоторых, которыми нужно пожертвовать для этого самого блага; то, что человек, временно отступающий от своих идеалов рискует очень низко пасть; что грань между демократией и диктатом очень зыбка и эфемерна; что человек – существо слабое, даже будучи наделен большими полномочиями и обладая большой силой; что сила, данная в руки слабому человеку, незрелому, не готовому мудро распоряжаться этой силой - может погубить многих и его самого; что врядли полноценным членом общества станет бывший раб или какой-либо другой, пусть и замечательный, но с детства чем-то глубоко ущемленный человек, обуреваемый из-за этого комплексами и страстями; и наконец, все мы знаем, куда могут завести благие намерения.
И еще то, что когда тебе все и со всех сторон говорят о твоей исключительности и тем более мудрости, то это наверняка означает то, что ты – тяжелая фигура в чьей-то шахматной партии, и каждый старается тебя заполучить. И что в такой ситуации нужно быть очень осторожным в своих суждениях и поступках и очень много думать над всем этим, не поддаваясь сиюминутным порывам.
Что верность и честность на самом деле ценятся очень высоко.
Что нужно быть скромнее в этой жизни и не хотеть слишком уж многого, ложа все на алтарь своих желаний.
В фильме показан финал интриги, как один очень умный и хитрый сит, переиграл целый орден рыцарей-джедаев (переживающий явно не лучшие времена) и добился таки своего.
Как милый мальчик, Эннакин Скайуокер, желавший блага своим близким и всем людям, потом ставший нервным амбициозным подростком, страдающим от утрат и боящимся новых, стал наконец Дартом Вэйдером, которому уже практически нечего терять ведь даже сама жизнь его уже и жизнью является только по названию.
А еще фильм про то, что так низко пав и испытав за это такую боль, понеся такие утраты, у Энакина-Вэйдера, на многие годы и для многих людей по ту и эту сторону экрана ставшего ликом зла, есть будущее, и мы знаем, что в будущем он искупит свое прежнее предательство новым, а за новое расплатится жизнью, но вернет себе любовь, пусть и не широких масс общественности далекой далекой галактики, а только своих родных.
Ведь сам Джордж Лукас говорил, что вся его сага, это история жизни одного человека – Энакина Скайуокера. Очень человеческая, и в общем-то вполне реальная в своей виртуальности, на самом деле, история.
* * *
Я согласен, что есть великое множество фильмов наполненных громадами смысла, в которых показаны более реальные истории и судьбы, в которых актеры играют и выкладываются так, что зритель верит в то, что видит.
«Звездные Войны» - не такой фильм.
Но «Звездные Войны», это чудесный сплав зрелища и смысла. Просто смысл этот подан в них так, что многие люди за завесой зрелища, формы, не видят сути, содержания. Которое там далеко не в пляске бликов от скрещивающихся световых мечей… А может просто «Звездные Войны» сделаны так, что под шум битв и напыщенность речей заложенный смысл сам собой, в обход сознания проникает в наш мозг и поселяется там? Что на самом деле смысл там подан так просто и доступно, что многие даже этого не замечают?
А еще, может все сделано так именно потому, что, как и все саги и мифы, "Звездные войны" рассчитаны в основном на юное поколение, еще только начинающее набираться жизненного опыта, только вникающее своим подростковым мозгом в хитросплетения взрослой жизни?
В любом случае, «Звездные Войны» вообще, не более, чем миф. Миф, пришедший к нам не из глубины веков, а родившийся и выросший уже при нашей жизни. За что все мы, если честно, у Лукаса в долгу, потому что он дал нам кое-что, именно дал, причем гораздо больше, чем мы ему вернули заплатив за билеты в кино.
А уж кто что увидит в этом мифе… Кто что увидит…
А человечеству нужны мифы. И мифы тоже. Тем более, такие красивые…