- Exegi monumentum
Вот мы тут смеялись сегодня... А если серьезно?
На днях, в новостях, было такое:
И я вот чего сказать хочу.
Это конечно всё замечательно, радикализм-фундаментализм в любой религии — не есть хорошо. Сегодня и в наши дни, особенно на западе, исламский — довольно таки приличная проблема. Абсолютно согласен! И конечно понятно и логично, что правительство и общество волнует...
Стоп! Вот об этом хочу пару слов сказать.
Почему-то на фоне данного, понятного и логичного шага мне в голову пришла мысль, что... Западная социально-ассоциированная наука всё-таки "продажная девка империализма" и послушно отрабатывает коньюнктурный политически-социальный заказ. Что обществу и политикам нужно — то и признаёт.
Судите сами. Поднялось у них там волной ЛГБТ движение и его лобби — пожалуйста, теперь у нас гомосексуальные влечения не считаются психическим отклонением. Хотя до этого несколько десятков лет таковыми были. Во имя либерализма и прав человека! Предан порицанию расизм — стало рискованно и не принято вести какие бы то ни было разговоры с ученых трибун и исследования по теме расовых различий, особенно в ключе разных потолков потенциалов и способностей. Теперь вот проблемой стал радикальный фундаментализм — пожалуйста, получите.
Полемично, полемично всё это. Особенно если учесть тот момент, что сама по себе склонность к религиозной вере — вырастает из очень даже природных базовых настроек, свойственных нашей психике органически. А там рядом и природа нетерпимости, о которой мы еще как-инбудь поговорим, я пару месяцев назад для себя в этой теме преинтереснейшее открытие сделал.
Так вот, люди-то не дураки, они всё видят. И подобные фортеля, как на мой взгляд, науке не очень на руку. Потому что, и так имеется определенное недоверие, которое, в наше цифровое средневековье, на фоне нарастающей необразованности и безграмотности, становится только глубже и махровее.
На днях, в новостях, было такое:
По словам одного из ведущих нейробилогов Оксфордского университета Кэтлин Тэйлор, вскоре различные экстремистские убеждения (такие, например, как исламский фундаментализм), могут быть приравнены к психическим заболеваниям. Сейчас исследователи работают над тем, чтобы не только научиться лечить провоцирующую возникновение терроризма «болезнь радикалов», но и пресекать ее распространение на стадии зародыша.
И я вот чего сказать хочу.
Это конечно всё замечательно, радикализм-фундаментализм в любой религии — не есть хорошо. Сегодня и в наши дни, особенно на западе, исламский — довольно таки приличная проблема. Абсолютно согласен! И конечно понятно и логично, что правительство и общество волнует...
Стоп! Вот об этом хочу пару слов сказать.
Почему-то на фоне данного, понятного и логичного шага мне в голову пришла мысль, что... Западная социально-ассоциированная наука всё-таки "продажная девка империализма" и послушно отрабатывает коньюнктурный политически-социальный заказ. Что обществу и политикам нужно — то и признаёт.
Судите сами. Поднялось у них там волной ЛГБТ движение и его лобби — пожалуйста, теперь у нас гомосексуальные влечения не считаются психическим отклонением. Хотя до этого несколько десятков лет таковыми были. Во имя либерализма и прав человека! Предан порицанию расизм — стало рискованно и не принято вести какие бы то ни было разговоры с ученых трибун и исследования по теме расовых различий, особенно в ключе разных потолков потенциалов и способностей. Теперь вот проблемой стал радикальный фундаментализм — пожалуйста, получите.
Полемично, полемично всё это. Особенно если учесть тот момент, что сама по себе склонность к религиозной вере — вырастает из очень даже природных базовых настроек, свойственных нашей психике органически. А там рядом и природа нетерпимости, о которой мы еще как-инбудь поговорим, я пару месяцев назад для себя в этой теме преинтереснейшее открытие сделал.
Так вот, люди-то не дураки, они всё видят. И подобные фортеля, как на мой взгляд, науке не очень на руку. Потому что, и так имеется определенное недоверие, которое, в наше цифровое средневековье, на фоне нарастающей необразованности и безграмотности, становится только глубже и махровее.
и, разумеется, играет на моде О чём и речь! Всегда находятся лояльные современной коньюнктуре социо-политического рынка, играющие по моде, к своей выгоде. В результате, социальный запрос получает желанные подтверждения и индульгенции. Вот мол, даже учёные подтвердили/опровергли.
В своё время именно на таком поле даже Эдисон попытался играть. Впрочем Эдисон тот еще злыдень...
Вот при всем моем неуважении к религиозным фундаменталистам-радикалам, по-моему, это уже переходит границы. Докатиться до того, что неугодное мнение должно не просто наказываться, а лечиться - это уже всерьез пахнет классической антиутопией. Какие бы научные обоснования этому лечению ни приводились.
Заказ иного плана. Не прямое указание, что и как сделать, а мы тебе за это... А игра (спекуляция?) на поле - да, модной темы. Да, сейчас это трендово и модно, а поэтому, следуя коньюнктуре социально-политического рынка, который хочет больше информации на эту тему - создается адресный продукт. Это и есть заказ. И его отработали.
Yachaku, неугодное мнение должно не просто наказываться, а лечиться
А это очень удобно, в наши дни. Запад, видимо, вскоре осознает, что опыт Союза с его "карательной психиатрией" - для них сейчас очень ценен. Уже какое-то время на западе, неудобного человека удобнее не устранять физически, а дискредитировать. Так или иначе. Объявив или больным психически, или создав по нему дело, которым замазать, как вот недавняя история с начальником МВФ и мнимым насилием. Ведь обвинения с него полностью сняты, а должности он лишился и это окончательно.
Подлечебный оппонент - уже не есть полноценный политический и социальный противник. К нему не будут прислушиваться простые люди, а сам он будет выглядеть непривлекательно.
Именно! Что, нужно сделать, в самом массовом сознении? Образ радикала именно непривлекательным! Лишить того роматического флёра благородного бунтарства, идейной пассионарности, который был свойственен революционерам 19-20вв, который овеществился в том же Че.
Теперь они скажут: да какие там идеи? навязчивые разве что! это же больные люди, у них психика не в порядке.
Они как бы идут по цепочке победы по Ганди задом на перед, попятно. От брятся к смеются. Дальше может быть уже "не замечают", это когда радикалов начнут просто игнорировать в сми и скрывать информацию о них, как будто и их нет и ничего не происходит. Ну, это гипотетично
А так-то, если подумать, радикализм и правда болезнь. Истая фанатичная религиозность - это же очень сильный аффектоген, тут и до сдвига в мозгу пол шажочка.
да, похоже, что все так.
А так-то, если подумать, радикализм и правда болезнь. Истая фанатичная религиозность - это же очень сильный аффектоген, тут и до сдвига в мозгу пол шажочка.
критерии психического расстройства тут можно только очень условно натянуть. Аффектоген и аффектоген, это ничего не значит.
Мне кажется, этот вопрос лежит, скорее, в этической плоскости, в признании права другого человека на свободу воли и свободу выбора.
Собственно принципиальная разница с нашим термином "психическое расстройство", которое для
большинствамногих = недееспособность и/или опасность.Типа инвалид - это человек с повышеннными потребностями или человек с ограниченными возможностями?
читать дальше
А что вы хотели?
Дауны)
Как в том, старом анекдоте по Шерлоку Холмсу
А уж как это все дело будет применяться - не этой тетке решать. Она просто рекламу делает, раскручивая далеко не самый практичный вариант использования. Практичнее будет лечение самых настоящих болезней на той же основе, навроде разнообразных маний.
Желание наносить другим людям вред Если судить именно по этому критерию, то многие психические отклонения тоже совершенно безвредны для окружающих
Теперь у нас не говорится, что ЛГБТ психические девианты, а говорится о некой широкой расплывчатой норме. Т.е. само отклонение от нормы (в НОРМЕ люди гетеросексуальны, что имеет сугубо биологическую, репродуктивную основу) утверждается как норма.
В норме в обществе есть некоторый процент носителей того или иного отклонения, дефекта, болезни. В таких случаях речь идет об эпидемиологии данной аномалии. Но наличие в норме этого самого процента от нормы не делает сами отклонения, дефекты или болезни нормой. Как говорил один мой знакомый: "Зимой у многих насморк, но это не даелает сопливый нос нормой для человека". Тем более, что с точки зрения науки вообще нет понятия негативной/позитивной коннотации, наука (в идеале) беспристрастна и безэмоциональна. И должна оставаться таковой.
Другое дело, что признание чего-то нормой - даёт дорогу к определенным социо-политическим преференциям, а сам факт указания на ненормальность - многими воспринимается как личное оскорбление.
Mallari, тихо, тихо, так говорить опасно! Я вот читал сегодня, что одного человека, который сказал, что "Бог - это миф" - даже засудили вполне официально!
La Hudra, ох уж эти Штаты, с их традицией локального законодательства и сильными религиозными лобби. Именно так у них обезьяньи процессы происходили. Впрочем, этот закон в принципе могут оспорить на федеральном уровне. Явление, конечно, неутешительное.
А так, вообще - махровый идиотизм. Это я по первой ссылке. Хотя шаги даунозащитников понятны, но врядли у них что-то получится, потому что здесь интересы группы вступают в противоречие с интересами индивидуума, а в таких случаях западная фемида чаще на стороне второго.
In my secret life, говорят о готовности помогать людям (и понимать их, в рамках закона), а не гнобить
Признание чего-то дефектом, ненормой, отклонением - открывает определнный простор для оперативных действий. Это инструмент.
Как говорил один человек: "Вот на столе передо мной карандаш. Я могу написать им "Я помню чудное мгновенье!..", а могу воткнуть тебе в глаз". Так и здесь.
Помогать или гнобить - это лишь способы использования данного инструмента.
Что же касается понятия нормы, я присоединяюсь к тем, кто полагает его применимым только в определенных узких сферах. Скажем, размер внутренних органов или возраст, в котором человек должен начать ходить и говорить. При этом свойства человека, которые никак не связаны с его здоровьем и развитием, такие, как пигментация или сексуальная ориентация, привязывать к понятию нормы избыточно.
+1
А психиатрия мало отношения имеет вообще к "биологической норме", критерии психического заболевания из нее не выводятся.
Это меняется как раз теперь, когда всякую шизофрению и прочие болячки находят в мозгу в физическом воплощении. Фанатизм, склонность к риску и прочее из того же разряда.
я плохо себе представляю какое-либо психическое явление, не имеющее физического воплощения О_о
у нас, кроме мозга, ничего для этого и нет =)
а это никак не влияет на понятие нормы. Это позволяет проводить более точную диагностику, позволяет совершенствовать лечение и вообще со всех сторон хорошо, но вряд ли способно как-то ощутимо сдвинуть норму. Собственно, как?
Как верно отметил Bercut_bird - физиология, стоящая за теми или иными процессами поведения/сознания вполне позволяет определить норму, как отсутствие нескомпенсированной физиологической патологии -> патологии психической.
Алкоголизм, наркомании, шизофрения, геймерство - уже сейчас вполне связаны с физиологической основой, на уровне органических нарушений в мозгу и/или генотипе. И все мы знаем, сколь причудливы поведенческие проявления этих патологий.
Проявление психического расстройства - это не опухоль, которой там быть точно не должно =) это определенные закономерности на фМРТ. Или это статистически значимое увеличение числа нейронов в одной области мозга или увеличение в другой. У человека могут быть такие вот выявляемые характерные для заболевания нейрологические особенности, но не быть болезни. А любой психический процесс мы можем так или иначе отследить по этой вашей фМРТ =) при этом индивидуальные различия достаточно значительны.
Но мы именно что определяем физический косяк в мозге.
Человек без шизофрении - нормален. Человек с шизофренией обладает вполне конкретной патологией в мозге, и никакой разницы между этой патологией и опухолью в данном случае нет кроме того, что она менее заметна.
Я о том, что если мы что угодно обзовем психической патологией и станем искать органические проявления - мы их непременно найдем.
Причина: норма не является неким незыблемым понятием. Ее границы имеют некоторую степень абстракции и договоренности. На нее влияют окружающие условия, культурные особенности и так далее.
Геймерство например то же - геймерству рознь. Есть безобидный вариант, типа хикки-зависания дома и эскапизма, а есть вариант со спусканием тыщ в однорукого бандита с последующим умерщвлением охраны и кассиров, желая эти деньги назад. Вводная там и там одна по сути, патология одна и та же, базово, а вот результаты немного отличаются, потому что отличаются сами люди и вся их психическая обвязка.
По большому счёту, с патологиями происходит движение в друх направлениях. Первое - поиск органической основы патологии, а также чётких формулировок и понимания, что оно из себя представляет. Второе - движение "это не баг, это фича", вывод чего-то из разряда патологии в разряд широкой нормы. В основном, кстати, по тем самым социо-политическим причинам, сугубо научных предпосылок для этого нет.