- Exegi monumentum
... или закон Геккеля по прежнему рулит и почему же все-таки обезьяны не говорят.

Если кто не в танке... Закон Геккеля звучит примерно так: "Онтогенез повторяет филогенез". Что в переводе на русский означает, что каждый живой организм в своем индивидуальном развитии проходит через этапы, которые его вид проходил в ходе его эволюции. Естественно это не точное повторение всех биологических форм, приведших к возникновению вида, скажем, Homo sapiens, не количественное повторение, а качественное. Человеческий эмбрион проходит через стадии, сходные с кишечнополостными, ранними хордовыми, рыбами (развиваются структуры, из которых у рыб развиваются жабры, имеются дополнительные дуги аорты), далее фаза земноводных, пресмыкающихся, ранних млекопитающих, появляется и исчезает шерсть, потом уже идут стадии приматов, хвостатых, бесхвостых, человекообразных, человека.

Многие, правда, не согласны с тем, что этот закон действует. Многие отрицают, что такие стадии есть. Хотя лично мне кажется, что говорить такое - странно как минимум. Все равно, что говорить, что таблицы умножения нет. Ведь данные эмбриологии уже никуда не деть. Все, что описано выше - есть и неоднократно наблюдалось и задокументировано.

Но, в некотором роде, не закон Геккеля сам по себе интересен мне сейчас, не его именно я хотел осветить. Точнее, не его весь, а его частный случай.

Вот говорится, онтогенез = филогенез (прошу не понимать равенство буквально, повторяюсь, равенство качественное) и поминают эмбрионов. Это пренатальный период онтогенеза. А как насчет постнатального? Есть там что-то такое? Проходит ли человек уже будучи вне утробы матери какие-либо эволюционно более древние формы?

Ответ - да! Проходит.

И именно знание этого момента в развитии каждого человека дает ответ на вопрос: "Почему же человек может разговаривать, а обезьянам речь людей не дается?" Все знают, что у обезьян что-то не так с голосовым аппаратом. Но что именно?

И вот ответ.

Устная речь требует определенных анатомических особенностей, которых обезьяны лишены. Например, язык взрослого человека существенно толще, чем у обезьян, не помещается во рту и загибается в горло под прямым углом. Человеческая гортань расположена ниже, чем у обезьян. Поэтому глотка - часть горла над гортанью - у людей больше, чем у остальных приматов.

Глотка служит общим преддверием для дыхательного горла и пищевода. К ней же примыкает корень языка. И глотка необходима для оформления устной речи. Именно глотка модулирует звуки, издаваемые голосовыми связками и придает им четкую форму, которую мы воспринимаем как речь. Когда человек говорит, мышцы стенок глотки и корня языка находятся в постоянном движении, точно регулируя объем глотки. Ее максимальная ширина по меньшей мере в десять раз превышает минимальную. Эти трансформации глотки играют ту же роль, что и сотни труб органа... Важность глотки для речи доказывается, например, тем, что человек способен говорить более или менее внятно без гортани и язычка, были бы целы глотка и корень языка.

Обезьяны, лишенные голосовых способностей человека, издавая звуки, изменяют только объем рта, а глотка, вернее зачаток ее - остается практически неподвижной. В результате они могут артикулировать лишь ограниченное число четких сигнальных звуков - в подавляющем большинстве от 10 до 15 - и не способны по желанию комбинировать их в слова.

Но обезьяны обезьянами. А причем тут Геккель с его законом?

Надеюсь, вы еще помните, что нас интересовало, что же происходит с человеком в разрезе филогенез = онтогенез после родов. Тут начинается интересное...

Новорожденные младенцы, собственно говоря, не способны артикулировать звуки, типичные для современной человеческой речи, по той же самой причине, что и обезьяны. Первые полтора месяца язык кричащего младенца остается неподвижным. Он почти целиком помещается во рту, как у обезьян, а гортань находится значительно выше, чем у взрослых. Благодаря такому ее расположению младенец может глотать и дышать одновременно и ему не грозит опасность задохнуться. Только к четвертому месяцу жизни (к этому сроку основная масса младенцев начинает лепетать) основание языка и гортань несколько опускаются, расширив область глотки. Заодно мозг успевает немного подрасти. И только теперь младенец получает физический аппарат для артикулирования звуков, которого нет у обезьян.

Кстати, как показали исследования, голосовым аппаратом, аналогичным таковому младенца, обладали будучи взрослыми наши неандертальские и прямоходящие предки. Однако их больший (по сравнению с таковым младенца или человекообразных обезьян) мозг давал им возможность строить при помощи их несовершенного речевого аппарата звуковые конструкции, которые были уже не просто возгласами, а словами. Их речь была более медленной (раз в 10, как показывают исследования) и неуклюжей чем наша, но это уже была настоящая речь.

Так что, как видите, не только до... Но и после рождения мы продолжаем проходить этапы, пройденные нашими предками сотни тысяч и миллионы лет назад. Закон Геккеля продолжает рулить ;)

@темы: Умничаю, Наука, Пламенная страсть

Комментарии
02.10.2006 в 14:25

из сарая
Кстати, а ведь обезъяну можно научить общаться не только словами. Обезъян учили "читать" (на самом деле распознавать нарисованные образы, которые были символами реальных объектов, а не буквами), общаться жестами (и, вроде бы, неплохо в этом продвинулись). Но проблема не в том, чтобы научить способу передачи информации, а в том, чтобы научить эту информацию правильно воспринимать, обрабатывать и формировать. Все-таки, обезъяны едва ли способны мыслить на том уровне, на котором это делает человек, они не способны строить более-менее большие смысловые конструкции и едва ли способны мыслить объектами, как это делает человек, ведь у человека каждый объект имеет не только свои отличительные особенности, но и имя, иерархию с другими объектами (т.е. Ива - это дерево. Дерево - это растение и т.д.) и собственно другие объекты (У ивы есть ствол, ветки и листья) и т.д. ИМХО, это возможно только с помощью хорошей вербальной системы, в которой можно не просто описать объекты, все их свойства и взаимосвязи, но и создавать новые. Ну и, разумеется, с помощью хорошей интеллектуальной системы =)



ЗЫ кстати, может быть, что в конце-концов, воможностей наших естественных языков будет недостаточно и в каком-нибудь далеком будущем человечество перейдет на исскуственный язык. Я вот некоторое время интересовался Ложбаном - чем не альтернатива? Хотя и сложен, но зато многофункционален и имеет возможности к развитию. Впрочем, едва ли, слишком жесткие правила в нем.
02.10.2006 в 15:35

- Exegi monumentum
Killen Я эту тему, "говорящих" обезьян - поднимал неоднократно уже, в разных местах. Вот хотя бы тут у LAW,где-то там по ходу дискусси. Или тут у меня.

Да, имеется как минимум три методики научения обезьян языку: амслен (которому учили легендарных Уошо и Коко), жетонный язык и посредством символьной клавиатуры подключенной к ЭВМ. Во всех трех случаях обезьяны демонстрироали успехи, которые позволяют сделать заключение, что им доступны многие, до этого считавшиеся доступными лишь человеку, формы мозговой деятельности. Отмечалось, что у обезян присутствует понятие "Я", им доступно абстрактное мышление, они сами изобретают слова и объединяют их в предложения, допускают ошибки, типичные и для человеческих детей (причем в ошибках точно повторяют последних в определенные возрастные периоды) и, что важно, общаются посредством выученного языка между собой и даже предпринимают попытки обучить ему других.

Как отмечалось, язык очень востребован обезьянами, но сами его освоить и изобрести они еще не могут.

Насчет "ЗЫ". Обрати внимание на мою тему "О телепатии". Буквально неделю назад писал...
29.05.2013 в 14:37

- Exegi monumentum
Интересный пост о том, как начинают говорить младенцы