![](http://img-fotki.yandex.ru/get/26/hius-3s.1/0_195c9_99ec281d_L.jpg)
Первоначальный текст-анонс.Где-то час, как вернулись домой, ходили смотреть "Явление".
Чуток позже заменю этот пост на мои впечатления от... Все таки Найт Шьямалан – мистик и фаталист в своих фильмах. Помимо того, что еще и талантливый режиссер.
Из фильма в фильм он несет нам некоторое количество мыслей…
Что то, что нас окружает – это немного не то, что нам видится на самом деле. А порой и весьма не то. И иногда, некоторым из нас, в определенных обстоятельствах – открывается истина. Действительное положение дел… И вокруг все много сложнее, загадочнее, запутаннее и необычнее, чем нам видится, чем нам кажется.
Сверхъестественное окружает нас. Удивительное окружает нас. Необычное окружает нас. Оно притаилось буквально рядом, за ближайшим поворотом, во встречном прохожем, в стакане воды, в пачке кукурузных хлопьев, среди листьев ближайшего куста… В большом, но и с не меньшей вероятностью – в малом. Сверхъестественное, которое на самом деле естественное и живет рядом с нами каждый день. Просто большинство его не видит. Не замечает.
Привычный мир может оказаться фиктивным. То, на чем держится вся наша жизнь – лишь иллюзией. Случайные, незначительные, эпизодические события, и масштабнейшие потрясения – могут быть увязаны между собой нитями связей и смыслов, от пункта, к пункту и в конечном счете, когда все части мозаики станут на одно место – к конечной цели. Когда весь мир и в малом и в большом, все происходящее – ради одного человека и какого-то события даже в одной, такой маленькой человеческой жизни. И даже сказка может прийти в жизни вполне обычных людей…
Он показывает нам, что люди не умеют видеть, разучились, не умеют слышать, даже тогда, когда есть тот, кто слышит, не умеют чувствовать. Но при этом всегда находятся те, кто умеет видеть, слышать, чувствовать. Или тот, кто научит. Они могут быть не очень заметны в повседневной жизни, просто люди как люди, не гении, не герои, не гуру. Но в некоторых ситуациях – они могут сыграть немалую роль. Немалую роль в жизни других людей, не многих. Потому что все фильмы маэстро Шьямалана – это фильмы о конкретных людях, истории их столкновения со сверхъестесвтенным, необычным, иным. Которое бросает им вызов.
Фильм «Явление» - пожалуй самый простой, короткий и легкопонимаемый фильм Найта. В котором маэстро Шьямалан доводит до нас еще одну очень хорошо согласующуюся с его мистицизмом и фатализмом мысль…
Про мысль и про всю картину...Мистик и фаталист Найт Шьямалан не шибко верит в науку… Во всесилие познавательной способности научного метода и человеческого разума. Шоры, самоуверенность и отсутствие мудрости, неспособность видеть самое главное, в которых пребывает человек… даже банальное отсутствие времени в критический момент - могут просто не дать человеку применить свой интеллектуальный инструментарий.
Главную мысль-посыл, идею картины «Явление», «юное дарование Голливуда» доносит до нас в течении первых десяти минут хронометража картины. А весь последующий – лишь доказательство и яркая иллюстрация этой мысли. Главный герой, учитель биологии, озвучивает ее, иронизируя над нерадивым учеником… Есть некие явления природы, которые навсегда… Какой фатализм и неизбежность! …которые навсегда останутся для нас загадкой. Дескать мы придумаем множество гипотез, которые вроде как что-то объясняют… и даже в чем-то там себе уверимся. Но все это будет лишь самоуспокоение. А на самом деле мы никогда не сможем понять и объяснить, что же это было. И почему.
Учитель вроде как иронизирует над не очень умным школьником… Но параллельно, уже в тот момент ты понимаешь, что ирония многопланова, за иронией над неверием скрывается ирония над верой в способноть человека познавать. Опыт предыдущего общения с Шьямаланом и его творчеством явно нам на это намекает. Так просто тут все не может быть… «это жжж – неспроста»!
Явление, как я уже сказал – это не только самый короткий, но в общем и самый предсказуемый, самый прямой и бесхитростный фильм маэстро Найта.
Но прямой и бесхитростный конечно же не означает слабый, плохой. Это тот самый случай, когда краткость – сестра таланта, когда простота – не хуже воровства.
В принципе, по классификации – это типичный фильм-катастрофа, и фильмов подобного толка уже было немало. Но Шьямалан их еще не снимал. Поэтому «Явление» - это нечто, хоть и не новое в принципе, но очень качественное. Яркий и выдающийся представитель жанра. Конечно же выполненный в узнаваемом и замечательном стиле Найта.
Завязка банальна – на часть человечества обрушивается катаклизм неизвестной природы, весьма смертоносный. Его природа неизвестна, подозреваются террористы, правительство, техногенная катастрофа. Развитие стремительно. Результаты ужасающи.
В хороших традициях жанра, и совершенно в духе Шьямалана, происходящие события показываются нам с позиций не каких-нибудь мега-героев, суперменов и не всесильных правительственных организаций, а глазами простых людей, в жизнь которых врывается ЭТО, со всей его сокрушительной неумолимостью.
Человек и явление. И речь не идет о героической победе над, не о высокоумных рассуждениях яйцеголовых всезнаек не тему, что же это… речь идет о банальном выживании.
Простые, озабоченные своими жизненными, бытовыми проблемами, немного чудаковатые, но очень приятные люди. До сего дня жившие своей обычной жизнью. В череде обычных событий. Какие-то сомнения, какие-то конфликты… Мужья, жены, дети. Друзья. Нарисованные Шьямаланом портреты персонажей близки и понятны, симпатичны. Учителя, педагоги. Люди, думающие головой, люди неглупые.
И вот в их жизнь приходит беда. Бездумная и непонятная, но в то же время такая неотвратимая и направленная ярость природы. Которая планомерно гонит их в угол, окружает, затягивает петлю, подбирается к их горлу.
Волнение, страх, подступающая паника. Что делать? Как спастись… Спасти не только себя, но и своих близких. Взятая на себя ответственность…
Фильмы Шьямалана тем и подкупают, что люди, живущие в них – близки и понятны. Они живые, объемные, реалистичные. Через пару десятков минут ты их чувствуешь своими давними знакомыми. Ты принимаешь их.
И вот в их жизни такое!
Так приятно, что даже перед лицом опасности герои не теряют человеческого лица. Они добры, человеколюбивы, они заботятся, шутят, сопереживают. Берут на себя обязательства. И думают. Прикидывают. Мыслят.
Позитив, сопереживание и обеспокоенность судьбой – вот что чувствуешь, глядя на этих героев. Ловишь себя на мысли: «Пусть они выживут! Только бы с ними ничего не случилось!»
В этом фильме режиссер долго не интригует… Ответы появляются довольно быстро. Ответы зрителю. Интрига не в том, что ты не знаешь, что именно происходит… Ответы героям. Кое-какие ответы они видят и понимают. Некоторые принимают не сразу… Интрига в том, что ты не знаешь, чем все закончится… а персонажи так симпатичны, как люди… И нет уверенности, что все будет хорошо… нет. Это ведь Найт, он снимает кино не по голливудским штампам.
Самый жесткий и тяжелый фильм автора. Сотни погибших в кадре, миллионы в балансе сюжета. Сцены ужасных событий. Жуткие зрелища. Не какие-нибудь страшилки про призраков и маньяков садистов. Все «жизненно» и «функционально»…
Это натуральный саспенс. По всем законам жанра. Зритель практически постоянно пребывает в постоянном напряжении. Которое если и отпускает, то только на минутку, чтобы тут же вернуться с новой силой. И давит… давит… даже в минуты спокойствия.
Для зрителя все сложно и просто одновременно. Он знает больше героев, но знает, что герои не знают многого. Хочется им подсказать, ведь они могут ошибиться, допустить фатальную оплошность…
И именно это знание и знание о незнании делает фильм еще более напряженным, события – драматическими… мы смотрим на происходящее… как в кино… и ничем не можем помочь герою, никак повлиять. Только надеяться, что с ними все будет хорошо. Что мозги учителя биологии дадут ему шанс…
Однако все эти надежды становятся зыбкими к концу фильма… к тому самому моменту, когда опасность достигает пика, а осведомленность героев, загнанных в угол - стремится к нулю.
Дробными ударами по нервам, трагически-лирическим надрывом звучат кадры финальных мгновений явления, загнавшего героев в угол, когда они принимают важное для себя решение и идут навстречу друг друга зная, что эти шаги могут быть их последними… Идут, потому что чувствуют острую необходимость быть вместе, рядом, в эти последние минуты. И даже зритель не знает в эту минуту, есть ли у них шанс уцелеть…
Картина «Явление» настолько проста, что основная идея фильма обрамляет ее рамкой, открывая и закрывая, повторяясь.
Что ЭТО было? Вероятно ответа на этот вопрос так и не узнаем. Мы знаем, чем ЭТО было технически, но что ЭТО было на самом деле? Лишь догадки…
И тут нам озвучивается еще одна мораль, вторая мораль картины, «зеленая» мораль, мораль не новая… Человечество, в своей деятельности стало чирьем, заразой на лике родной планеты. И она готова ополчиться против всех своих детей. И она подает людям знаки, последние предупреждения. Но люди, в своей гордыне и самоуверенности, в бесконечной суете и спорах – не видят всего этого, не желают видеть. Ах, вот если бы нам дали второе предупреждение, еще доказательств, для позитивной статистики… а то ведь с одним – никак, очень все на случайность похоже и на плоды наших собственных рук…
Конец картины дает зрителю маленькую большую человеческую радость, надежду… и суровое предостережение.
В завершение скажу пару слов о технической стороне картины. Она великолепна в своей лаконичности. Игра актеров – на высшем уровне. Приятно радует последние лет десять – хорошо играют дети. Понравились натурные съемки, которых в картине – основная часть. Они создают правильное настроение. Приятно удивил спартанский минимум спецэффектов – а ведь можно же, можно!
Была обнаружена пара ляпов. Но, в общем-то, они так несущественны, что совершенно не портят общего впечатления. И я сделаю вид, что вообще их не видел
И вам не скажу ![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Музыкальное и звуковое сопровождение – что надо. Они очень помогают визуальному ряду. Делают атмосферу картины. На звуке и музыке построено очень многое, многие сцены без звукового сопровождения просто умерли бы.
Что сказать о картине в виде итога? Я считаю, и каламбура не избежать, что в лице «Явлениея» мы имеем яркое и выразительное явление в своих жанрах, картину, вписывающую новую, современную главу в историю фильмов-катастроф и саспенса, скрещивающую эти жанры.
Уверенное «отлично» и похвальная грамота за удачный эксперимент!
Как вывод для себя – можно повторить вышесказанное, что краткость по-прежнему сестра таланта, а просто – далеко не всегда означает проходняк. Да и интриговать зрителя можно очень по-разному…
Рекомендую! Смотрите! Врядли пожалеете.P.S. При всем том, что конечно многое в этой истории надумано-надумано, и в реальности все было бы весьма иначе. Начиная с банальных противогазов и костюмов химзащиты…
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
И лично я, с мнением режиссера насчет всяких непонятных явлений - совершенно не согласен
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
А Найт – все таки молодчага, без вопросов!
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Еще ни разу меня не огорчил
Обдумать?)
Говорят, фильм глупый и потому смешной... Я сама не ходила, сомневаюсь...
Я напишу. Просто на работе мне писать такие посты сложно - не сосредоточиться, и дела есть
Ок, я подожду)
Тяжкое занятие, ужать полторы тысячи слов до тысячи... Но до 1300 уже получилось