- Exegi monumentum
... достаточно узнать о том, что вселенная бесконечна...

Чтобы понять, что никакого большого смысла жизни нет.

;)

@темы: Умничаю, Жизненное, Точка зрения, Философия

Комментарии
16.01.2008 в 13:11

А маленький есть? :))
16.01.2008 в 13:24

- Exegi monumentum
А маленький каждый сам себе в своей жизни создает.

Еще есть биологический, конечно, да, тоже...
16.01.2008 в 13:30

Hius
а что такое большой смысл жизни?
И как он связан с бесконечностью вселенной (антипод бесконечности - конечность?)

Просвети меня :)
16.01.2008 в 13:39

- Exegi monumentum
Viconia Ну, все говорят: "Смысл жизни! Смысл жизни!", а потом еще добавляют: "Предназначение!"

Говорят о смысле жизни вообще, в глобальном плане, типа там судьбы человечества, покорение галактики, просветление, святость, достижение блага для всех.

А если глянуть на вселенную во всей ее бесконечности - становится понятно, что все это - даже не мышиная возня... Все это лишено какого бы то ни было смысла, даже если оно затронет всю метагалактику. Ибо и она в бесконечной вселенной - ничто.

И повлиять на бесконечное - невозможно, это будет лишь локальное воздействие. И локальное изменение чего-то - тоже не имеет глобального смысла, когда глобальное - бесконечно.
16.01.2008 в 13:46

Hius
А если глянуть на вселенную во всей ее бесконечности
А ты можешь глянуть на вселенную во всей ее бесконечности? Вот запросто окинуть, пусть даже мысленным взором и оценить масштабы того, что еще не произошло?

Теперь к тебе и подойти-то страшно будет :)
16.01.2008 в 13:50

Hius а с другой стороны - разве было бы лучше, если бы мы топтались на небольших планетах, примерно как у Экзюпери, и периодически задевали головой край вселенной? Это было бы неудобно и существенно менее уютно.
16.01.2008 в 13:56

Дорогу осилит идущий...
А мне кажется, из этого факта можно сделать прямо противоположный вывод ;) Ну в самом деле, кто сказал, что смысл жизни может существовать только в крошечной Вселенной? Тут же нет логики ;)
И потом... почему сразу смысл - это переделка мегагалактики? Может быть, это переделка себя самого :)
16.01.2008 в 14:03

Hius
Может я сто раз не права, но мне кажется, что говорить в этом контексте о том, что смысла нет можно только зная, в чем этот смысл состоит. И тогда можно сказать, что такой-то смысл отсутствует.

А так - это всего лишь предположение.

LAW
+1
16.01.2008 в 14:05

- Exegi monumentum
Viconia Нет, не могу. И никто не может. А кто так скажет - тот лжет. Потому что бесконечность представить невозможно, о ней можно только подумать ;) При этом, естественно, упрощая... Не может конечное вместать бесконечное. И чем больше ты о ней думаешь, тем более дико все это выглядит. В конце концов в мозгу есть некоторые защитные механизмы, предохраняющие созниние от ужаса заглядываиня в бесконечность. Поэтому рано или поздно ты и думать о ней перестанешь, уходя все дальше и дальше...

А некоторые масштабы оценить можно, особенно те, что какой файнал фронтир не преодолевай и на какой уровень не выйди - впереди будет другой, и снова, и снова, и снова... Ад инфинитум.

Nick-Luhminskii Кто же говорит, что так было бы лучше? Речь о другом - о том, что все мы - суть не более, чем элементарные частицы юниверсума, которому нет конца и начала.

Даже если представить себе замкнутую нашу локальную "вселенную" - она должна быть в чем-то, в континууме более высокго уровня. А тот - в дургом. И так далее, бесконечной мтарешкой.

Если же это бесконечность пространства... то... да я выше уже все написал...
16.01.2008 в 14:19

- Exegi monumentum
LAW Может быть, это переделка себя самого Это то, что по моему определению попадает под понятие "малого смысла жизни" ;)

Многе же люди говорят о большом, некоем огромном смысле. Или о том, что есть смысл, изначально, как некая природно-филиософская идея, смысл того что именно они сущесвтуют. Или люди вообще.

А я говорю - все это фикция, нет такого смысла ;) Ибо вселенной начхать и всякое воздейтсвие на бесконечное будет растворяться в бесконечности... ;)

Viconia но мне кажется, что говорить в этом контексте о том, что смысла нет можно только зная, в чем этот смысл состоит. Обычно, в человеческой практике, принято доказывать, что что-то есть. Что чего-то нет - в доказательствах не нуждается ;)

А так - это всего лишь предположение. Читаем теги? ;)

Все, что касается бесконечной вселенной - не более, чем более или менее правдоподобные предположения ;)

Как говорили не один раз в разных местах - в бесконечной Вселенной есть место всему. Даже антимиру, аду, раю, богу и дьяволу. И все придуманное где-то когда-то человеком - наверняка есть, было или будет в бесконечной вселенной. Даже "вселенные" World of WarCraft, The Lord of the Rings и Star Wars...
16.01.2008 в 15:18

demo-girl
Какие тут у вас разговоры умные :)
Откуда бы в жизни взяться смыслу? Это всё человек придумал. И все предназначения тоже - чтобы не чувствовать себя песчинкой в этом огромном и непознаваемом Мире.
Мне всегда казалось, что человечество - это вроде плесени на теле Земли. Разрослась, опутала всё своими ниточками, вредные всякие воздействия оказывает - озоновые дыры дырявит, химию химичит и бомбы взрывает. И подумывает - а как бы на другие-то планеты перебраться? Такое вот человеко-заражение)))
16.01.2008 в 15:33

Hius я не понимаю, почему соотношение размеров порождает мысли именно о ничтожнсти того, что меньше. Не ничтожен человек в многокомнатной квартире ))))
16.01.2008 в 15:37

из сарая
Я согласен с выводом, но совершенно не понимаю, как он связан с бесконечностью. В сущности, даже если бы вселенная была конечна, человечество едва ли могло иметь смысл. На мой взгляд, бессмысленность очевидна не из бесконечности, а из того, что человечество есть результат САМОорганизации материи. Если бы человечество создавалось неким высшим разумом, тогда можно было предположить, что этот разум создавал нас с какой-то определенной целью и тогда смыслом существования человечества было бы осуществление этой цели. Либо если бы высший разум создал саму вселенную. В любом случае, это привоводит к вопросу о существовании высшего разума. Ответ на вопрос, существует ли он, будет ответом на вопрос, существует ли смысл жизни.
Хотя, у меня сейчас такие мыслишки бродят, что может быть высший разум - это, на самом деле, сама вселенная? Впрочем, это все измышлизмы.
16.01.2008 в 15:47

Дорогу осилит идущий...
Hius А я говорю - все это фикция, нет такого смысла Ибо вселенной начхать и всякое воздейтсвие на бесконечное будет растворяться в бесконечности...
Мне кажется, аргументы можно найти как в пользу одного, так и в пользу другого тезиса. Если человек хочет думать, что смысл жизни есть - он у него будет. Нет - значит, нет. Здесь ум выступает рабочей лошадкой у сердца и обосновывает тебе ровно то, что ты сам, подсознательно велишь ему обосновывать. Как говорится, "РАзум приводит тебя именно в ту точку, в которой ты сам до этого назначил ему свидание" ;)
Признаюсь честно и откровенно - ранльше я боялась таких мыслей, "бессмысленности". Я боялась думать об атеизме, так и лезло что-то типа -
"Вот они рассуждают так: я умру, и ничего не будет, и меня не будет, и все бесполезно, все мои чувства, мысли, эмоции превратятся в ничто". Как же это страшно, как ужасно - жить с этим! Какие же они несчастные люди, как им тяжело! Как невыносимо им, должно быть, это осознавать, бедные! А вдруг... А вдруг я не атеистка только по той причине, что не выдержала бы этого груза на своих плечах?..
Я честно и откровенно признаю - у меня были такие мысли.
Были.
Но в моей жизни случились некоторые события (не для публики), которые меня от них избавили, и я поняла, что есть нечто, намного ужаснее обрисованного мной выше тезиса, и на плечах у верующего человека, в сущности, лежит куда более тяжелый груз ;)

Killen Ответ на вопрос, существует ли он, будет ответом на вопрос, существует ли смысл жизни.
Вот с этим согласна ;)

Viconia
:flower:
16.01.2008 в 15:47

Hius При этом, естественно, упрощая
А вдруг ты так упростил, что и мсысл потерялся? :)))

Обычно, в человеческой практике, принято доказывать, что что-то есть. Что чего-то нет - в доказательствах не нуждается
а, ну да, ну да :)))
Ну уж прости меня, темную.


Nick-Luhminskii я не понимаю, почему соотношение размеров порождает мысли именно о ничтожнсти того, что меньше. Не ничтожен человек в многокомнатной квартире ))))
и я не понимаю :)
16.01.2008 в 15:49

Hius Ибо вселенной начхать и всякое воздейтсвие на бесконечное будет растворяться в бесконечности...
А откуда ты знаешь, на что начхать вселенной? Вдруг ей и на бесконечность собственную начхать еще больше? :)
16.01.2008 в 15:53

из сарая
LAW Вот с этим согласна
Вот только мы по разные стороны баррикад в своих мнениях на счет этого вопроса =)
16.01.2008 в 15:56

Viconia я со своей стороны давно и продуктивночихаю на вселенную
16.01.2008 в 16:21

Дорогу осилит идущий...
Killen Вот только мы по разные стороны баррикад в своих мнениях на счет этого вопроса =)
Ну и что? Это не мешает мне считать тебя в определенной степени объективным человеком :) Я всегда каленым железом старалась выжигать в себе тезис "Мы считаем умными людьми тех, кто согласен с нами". Логичной и непротиворечивой может быть даже позиция, в корне отличающаяся от нашей. Например, с Ницше я не согласна кардинально, его понимание смысла жизни кажется мне чудовищным, однако я восхищаюсь тем, как он преподносит свои мысли, красотой самой композиции ;)
Я признаю, что позиция Hius а в этом вопросе внутренне непротиворечива (я сужу об этом исходя из опыта общения с ним на тему СТЭ).
Так же, как и моя ;) Если не ошибаюсь, теорема Геделя о неполноте гласит, что истинность теории не может быть доказана средствами/инструментами, имеющимися в арсенале самой теории, нужно что-то извне ;)
16.01.2008 в 16:32

- Exegi monumentum
justme и непознаваемом Не согласен! ;) Хотя процесс его познания может занять бесконечно долго времени ;)

что человечество - это вроде плесени на теле Земли На самом деле все немного иначе - это просто вид, который широко расселился по планете, с широкими возможностями по трансформации среды обитания.

Однако, некоторые эмоционально настроенные люди, недовольные действиями других и их воздействия на Землю могут представлять это именно так - как плесень ;)

а что другие планеты - это нормально, каждый вид стремится расселиться как можно шире... кто-то по материкам, кто-то по разным экологическим зонам, а человеку потенциально доступны и иные планеты. Только и всего ;) Тяга людей к экспансии - это в общем-то нормально и биологично ;)

А вообще, разговоры о смыслах жизни - это чистой воды идеалистическая ахинея ;)

Nick-Luhminskii почему соотношение размеров порождает мысли именно о ничтожнсти того, что меньше Тут речь не идет о соотношении размеров, тут идет соотношение конечного и бесконечного. Конечное в принципе может повлиять на другое конечное, даже много большее. Потенциально человек может влиять и на Солнечную ситсему и даже на Галактику - хватило бы времени и ресурсов.

Но я говорил не о ничтожности как таковой, это тут боком проходит, а о том, что не может конечный человек быть наделен большим смыслом в масштабе вселенной, он просто ее порождение, ее часть, причем настолько малая, что даже помышлять на глобально-вселенские смыслы неразумно.

Killen но совершенно не понимаю, как он связан с бесконечностью Читай выше, все все уже написано...

На мой взгляд, бессмысленность очевидна не из бесконечности, а из того, что человечество есть результат САМОорганизации материи. Бессмысленность очевидна из того, что ты написал потом, ниже: из того, что смысл жизни - это сущий идеализм ;)

А из того, что ты сказал - оно никак не очевидно ;) По твоему самоорганизация материи не может иметь смысла? Отнюдь - например противостояние энтропии... собственно, жизнь скорее всего так и возникла, как перебор и нахождение наиболее устойчивых в среде веществ и их сочетаний, способных поддерживать свою струкутру. А вообще тенденции к самоорганизации наблюдаются у материи глобально, почти во всем... От атомов до галактик...

Ответ на вопрос, существует ли он, будет ответом на вопрос, существует ли смысл жизни. Это не обязательно. Люди порой делают некоторые вещи просто так, или с аргументом "чтобы было". Хотя это все конечно не просто так. Ну, скажем так, сам факт существования жизни (если говорить о жизни вообще или какой-то ее формы) - может быть смыслом ее существования, как существования произведения исскуства есть смысл его бытия. Тоесть, это просто такой творческий акт, направленный на создание чего-то и в этом его смысл. Чтобы потом любоваться. И показывать занкомым, друзьям и просто прохожим...

Но, допустив бытие творца - можем получить на выходе, что жизь вообще могла не быть целью его творчества, а является пробуктом созданной им... среды, причем случайны и побочным, изначально не планировавшимся. Тогда у жизни снова нет вообще никакого смысла ;)

И то, все это были смыслы бытия жизни вообще, а не отдельных людей ;)

Хотя, у меня сейчас такие мыслишки бродят, что может быть высший разум - это, на самом деле, сама вселенная? Впрочем, это все измышлизмы. Причем ты в них - далеко не первый ;)

А вместо измышлизмов лучше бы занялся каким-нибудь общественно-полезным делом :D

LAW Если человек хочет думать, что смысл жизни есть - он у него будет. Лично его, для него самого - будет. Глобально-вселенсконго - не будет, а если он так будет думать, то это фикция и самообман...

Кстати, в этом определенная отличительная черта и сила человека - осознавая разумом бесцельность и бессмысленность изначальную своего бытия - жить с этим и самому создавать этот смысл ;)

Viconia А вдруг ты так упростил, что и мсысл потерялся? ... Ну уж прости меня, темную. Я явно вижу сарказм... :)

А откуда ты знаешь, на что начхать вселенной? Вдруг ей и на бесконечность собственную начхать еще больше? Это я просто немного добавил эмоционального окраса. Нет, ей не начхать... ей вообще никак. Ее это вообще никак не трогает. Потому что она - неживая, нечувствующая и неразумная.
16.01.2008 в 16:35

Hius Я явно вижу сарказм...
мерещится :)))
16.01.2008 в 17:41

demo-girl
Hius
Однако, некоторые эмоционально настроенные люди, недовольные действиями других и их воздействия на Землю могут представлять это именно так - как плесень
тонко ты по мне проехался))))))))))
17.01.2008 в 10:38

- Exegi monumentum
justme Я? Проехался? Та ни в жисть! :)

Viconia *трет глаза* Ну может быть...