- Exegi monumentum
Наш ребенок как-то совершенно не приучен к общественно-полезным действиям. Да чего уж там - он и для себя то делать разное лениться, хорошо хоть свет сам в туалаете включает, и то видать потому что вырос и достает, а пока доставал с трудом - маму звал. Хотя много что было под рукой и это ему даже показали, когда он сам не смог додуматься, как использовать подручные предметы.

Я стараюсь приучить его к тому, что не все в этой жизни делается сугубо для личного удовольствия или потребности, что кое что надо делать потому что надо, а не хочется - не хочется. Ну, например, свет в аквариуме включать, который стоит в его комнате. Только он сплошь и рядом этого не делает. После чего следует разбор полетов из серии "отчего да почему и как надо".

Вот, на днях такое было... Так меня позабавило, как с чудеснейший образчик его логики, что решил тут же, по горячим следам записать на бумажечку. А потом - сюда.

Итак, прихожу я домой, Макс сидит, играет, разложил конструктор, весь ушел в него с головой, у рыбок свет не горит, на улице уже темно. Разворачивается такой диалог...

- Максим, а почему у рыбок свет не включен? Почему ты его не включил?
- *некоторая пауза, он думает* Ну а что?! Я забыл! Я был в парикмахерской, меня стригли, я, сосредоточился на стрижке и забыл. *все это говорится с живостью и уверенностью в собственной правоте*

Тут надо немного остановиться... Потому что приведенный момент очень наглядно иллюстрирует текущее положение вещей. Это – типичный съезд вплоть до сих пор. Он основывается на том, что ребенок считает, что ему де-факто должны прощать, если он апеллирует к забывчивости, это такой своеобразный форс-мажор в его глазах, за который он, как ему кажется, принципиально не может быть осужден. Предполагаю, что это может основываться на двух моментах: на его действительных представлениях о забывчивости, как о форс-мажоре, чем то от него не зависящем, что безусловно нужно искоренять, а также на том, что до сих пор, в общении с мамой и бабушкой это было супер-веским аргументом, что тоже безусловно нужно искоренять…

- А что там помнить? Пришел. Нет света? Включил. И вообще, забыл – не оправдание!
- *снова пауза, ребенок думает, перебирает в голове данные* Это вообще твоя комната!

Типа, комната твоя – ты и включай. Я не должен – она же твоя.

- Почему она – моя? Ты же в ней живешь.
- *пауза, такой аргумент немного озадачивает его* А ты в ней дольше жил.

Да… логика просто чудесная. Имей она ход в жизни… :D У нас бы за прорвавшие трубы и залитый потолок отвечали не проживающие на данный момент хозяева, а самые самые первые или те, кто дольше в квартире жил :D

- Но сейчас-то в ней живешь ты. А не я. Пришел. Смотришь – выключен свет. Включи.

Приходит жена, мама.

- Кто первый приходит, тот и включает.

Самый логичный довод и вариант. Как бы. На первый взгляд. Но это потенциальная ловушка и лазейка. Лазейка для мелкого и ловушка для нее. Он может скинуть свои обязательства по включению света ей, что бывает сплошь и рядом. А сам все так же не будет включать. По большому счету, я подозреваю, что в своей голове он так и сделал…

А я тем временем хочу пойти к своему товарищу отаку. Жена отговаривает меня, мол там и ветер, и поздно уже, и темно… Я говорю, что не пойду уже конечно, поздновато, да. Но темнота мол меня совершенно не смущает и никогда не мешала мне никуда ходить, даже наоборот ;)

Мелкий все это слышит и тут созревает еще одна отмазка, хоть мама вроде как край спору положила, но он не сдается…

- А зачем тогда свет включать, если все равно?!

Действительно. То что это – просто нужно, так надо – им как-то в толк не берется. Прочитать ему что-ли лекцию о том, что рыбам нужен кислород, а растениям – свет, чтобы расти и выделять тот самый кислород?

- Все равно – это мне. А рыбкам – не все равно. Им свет нужен.

Снова следует пауза. Этот аргумент вроде показался ему убедительным. Надо искать другой. И он находится…

- И вообще – это твои рыбки! *...так что ты и включай.*

Надо сказать он и свинок делит на "твоя" и "наша", ту которую они с мамой купили и ту, которую я. На основании этого он полагает, что на "их свинку" он имеет больше прав и периодически мне об этом говорит.

Тут я уже утомился от всего этого, от этих препираний, я поднимаю голос, и громко, с нажимом, говорю, что мол кто первый пришел – тот и включает, без всяких там «твои – мои» и никаких «забыл». И все. Точка.

Надо будет проследить…

@темы: Дома, Дети, Жизненное

Комментарии
04.09.2007 в 11:37

2-12-85-06
Hius Он всего лишь ребёнок, которого не приучили что-то делать. Может, не стоит искать глубоких подтекстов в его словах? Он играл, а ты пришёл и стал нудить со своими рыбками ))) Для подобных разговоров тоже нужны подходящие время и место...
04.09.2007 в 11:58

да. сложно быть родителем. дитя не дремлет =)))
надо быть и умным, и немного хитрым, и доходчиво уметь объяснить и заинтересовать , и заинтриговать, и не дать сесть себе на шею, и быть добрым и справедливым.... короче, быть родителем непросто....


04.09.2007 в 12:07

- Exegi monumentum
Киже Ну, вообще-то, если честно - это уже не первый такой разговор был, были и ему подобные. Даже на эту же тему. Пока эффекта мало.

Во вторых, как мне кажется, такие беседы лучше проводить по горячим следам, чтобы связь одного с другим (не включения света и беседы) не разрывалась. А то ребенку сложно будет отслеживать взаимосвязь: к чему вообще это все говорилось. Хотя согласен - специально выделенные, спланированные беседы - нужны.

Может, не стоит искать глубоких подтекстов в его словах? Я и не ищу, мне просто было интересно отследить его омазки и логику оных. Именно отмазки и логику. То, чем он оперирует, чтобы оправдать свое положение.

К слову сказать, он ведь не бросил играть, и света так и не включил. Васька сидел, слушал, огрызался... да продолжал есть ;)
04.09.2007 в 12:14

2-12-85-06
Hius К слову сказать, он ведь не бросил играть, и света так и не включил. А это потому что он чувствовал мамину поддержку. Вам с супругой впору беседовать. А пацана, как мне кажется, имеет смысл ставить перед фактом, типа: "Мы с мамой решили (мама подтверждает, что решили), что включать свет у рыбок — твоя домашняя обязанность". И всё. Долгие разговоры всё только запутывают...
04.09.2007 в 12:30

- Exegi monumentum
classica Непросто, ой непросто... Согласен.

Киже Да, абсолютно согласен. Я и сам всегда говорил, что без мамыного участия я буду только "плохой, нудный и придирчивый дядя из обещежития".

Долгие разговоры и многие слова... Тут и взрослые для себя сплошь и рядом лазейку находят, а уж дети... Что непонятно или неприятно - можно игнорировать ;)
04.09.2007 в 12:36

2-12-85-06
Hius Ничего, вода камень точит ;)
04.09.2007 в 12:47

- Exegi monumentum
Киже Надеюсь. Но с мамой мне его сложновато работать. Уж сколько бесед было... Со всем соглашается, ну не со всем совсем, но в осноном и с большей частью. А не делается нифига :-/
04.09.2007 в 12:55

"Холодает" - сказал Волк и натянул Красную Шапочку по самые уши
черт, а у меня эта детская логика все ещё работает. :)
04.09.2007 в 14:08

2-12-85-06
Hius Сразу ж не бывает, а год — это совсем не много.
04.09.2007 в 14:51

- Exegi monumentum
L. Solers Надо бороцца, если она именно в такой форме работает ;)

Киже Год - это совсем немного, но год с 6 до 7 - это очень важно, как мне кажется. Тут каждый месяц, неделя и даже день важны. Тут забьешь на что-то раз, потом будешь годы плоды пожинать...

Опять же, не забывай, что я чаду - не родной отец, мне с ним работать тяжелее. И что хоть сейчас что-то и делается, вроде бы, кое-как... Но сейчас уже пожинаются плоды прежнего "воспитания".
04.09.2007 в 15:21

2-12-85-06
Hius Да всё важно. Самое важное время — уже позади. И давно. Забивать, конечно, не нужно. Просто воспитательные беседы с детьми, как правило, малоэффективны. А работает, когда изо дня в день повторяешь одно и то же, без исключений и послаблений. Для взрослого человека это тяжело, ему поговорить проще.
А то, что неродной, я помню, поэтому и говорю, что без участия супруги ничего не получится. Нужна полная и абсолютная её поддержка, причём чтобы это видел и понимал ваш сын.