- Exegi monumentum
"Перфекто, сидевший у пушки, сказал:
- Нарушение территории другой личности - вот в чем корень всякого зла. Таково простейшее определение зла.
Его слова удивили меня, отчасти потому что микрофон мой был отключен и я думал, что он меня не слышит, а отчасти из-за полной неожиданности его ответа.
Перфекто продолжал:
- Когда человек ворует, он нарушает территорию другого. Когда убивает, нарушает территорию другого. Когда спит с чужой женой, тоже нарушает территорию. Когда клевещет на тебя, лишает тебя доброго имени, которое ты заработал своими поступками. У людей все моральные нормы основаны на территориализме. И всякое зло возникает при нарушении чужой территории.
Ответ Перфекто показался мне совершенно неожиданной концепцией, и я спросил:
- Тогда что же такое добро?
Перфекто ответил:
- Допуск чужого на твою территорию, отказ от собственного территориализма: хорошо раздавать свои деньги бедным. Хорошо отдать одежду нагому. Хорошо приютить бездомных в твоем доме. Добро - это когда ты увеличиваешь чужую территорию, уменьшая свою. Вы, люди, считаете, что добро - это отказ от территориализма.
Я не мог принять такую упрощенную философию. Возможно, Перфекто просто хочет отвлечь меня своим спором. Поэтому ловит меня на приманку своих аргументов. Впрочем, он уже говорил нечто подобное, сказал, что я убивал, защищая свою территорию. Но я не думал, что он выработал целую философскую систему, основанную на территориализме. Я обдумал его слова.
- Мне кажется, что существует добро и зло, не имеющее отношения к территориализму, - сказал я, хотя не мог тогда и не могу сейчас привести пример, не связанный с этой концепцией.
Перфекто немного подумал.
- Нет, территориализм - единственное мерило, с помощью которого вы, люди, определяете добро и зло. Некоторые моральные нормы не имеют отношения к добру и злу, они просто определяют человека как элемент своей культуры, и поэтому вы, люди, иногда воображаете, что добро и зло относительны, что у них нет основы в биологической или духовной реальности. Например, правоверный еврей может счесть другого еврея, отрицающего необходимость обрезания, злым, но за пределами этой культуры все понимают, что принятие обрезания или отказ от него - не вопрос морали. Это просто утверждение своей принадлежности к культуре. Ты носишь именно такую одежду и употребляешь именно такие невербальные средства, просто обозначая свое членство в культуре. Если ты неожиданно станешь одеваться во все черное и подолгу гулять после полуночи, другие члены твоей культуры решат, что ты зол и опасен. Вы, люди, всегда определяли добро и зло исключительно на территориальных инстинктах. Вот что такое добро и зло. Я удивлен, что ты не заметил этого в последние четыре тысячи лет."
Дейв Волвертон, "Мой путь в рай", 1989.
- Нарушение территории другой личности - вот в чем корень всякого зла. Таково простейшее определение зла.
Его слова удивили меня, отчасти потому что микрофон мой был отключен и я думал, что он меня не слышит, а отчасти из-за полной неожиданности его ответа.
Перфекто продолжал:
- Когда человек ворует, он нарушает территорию другого. Когда убивает, нарушает территорию другого. Когда спит с чужой женой, тоже нарушает территорию. Когда клевещет на тебя, лишает тебя доброго имени, которое ты заработал своими поступками. У людей все моральные нормы основаны на территориализме. И всякое зло возникает при нарушении чужой территории.
Ответ Перфекто показался мне совершенно неожиданной концепцией, и я спросил:
- Тогда что же такое добро?
Перфекто ответил:
- Допуск чужого на твою территорию, отказ от собственного территориализма: хорошо раздавать свои деньги бедным. Хорошо отдать одежду нагому. Хорошо приютить бездомных в твоем доме. Добро - это когда ты увеличиваешь чужую территорию, уменьшая свою. Вы, люди, считаете, что добро - это отказ от территориализма.
Я не мог принять такую упрощенную философию. Возможно, Перфекто просто хочет отвлечь меня своим спором. Поэтому ловит меня на приманку своих аргументов. Впрочем, он уже говорил нечто подобное, сказал, что я убивал, защищая свою территорию. Но я не думал, что он выработал целую философскую систему, основанную на территориализме. Я обдумал его слова.
- Мне кажется, что существует добро и зло, не имеющее отношения к территориализму, - сказал я, хотя не мог тогда и не могу сейчас привести пример, не связанный с этой концепцией.
Перфекто немного подумал.
- Нет, территориализм - единственное мерило, с помощью которого вы, люди, определяете добро и зло. Некоторые моральные нормы не имеют отношения к добру и злу, они просто определяют человека как элемент своей культуры, и поэтому вы, люди, иногда воображаете, что добро и зло относительны, что у них нет основы в биологической или духовной реальности. Например, правоверный еврей может счесть другого еврея, отрицающего необходимость обрезания, злым, но за пределами этой культуры все понимают, что принятие обрезания или отказ от него - не вопрос морали. Это просто утверждение своей принадлежности к культуре. Ты носишь именно такую одежду и употребляешь именно такие невербальные средства, просто обозначая свое членство в культуре. Если ты неожиданно станешь одеваться во все черное и подолгу гулять после полуночи, другие члены твоей культуры решат, что ты зол и опасен. Вы, люди, всегда определяли добро и зло исключительно на территориальных инстинктах. Вот что такое добро и зло. Я удивлен, что ты не заметил этого в последние четыре тысячи лет."
Дейв Волвертон, "Мой путь в рай", 1989.
посоветуйте что-нибудь почитать пожалуйста. заблудилась в библиотеке )
L. Solers хм, недавно прочитала эту книгу Не с моей подачи?
посоветуйте что-нибудь почитать пожалуйста А каковы в общем интересы? Какого направления хочется чтива?
То есть это ты мягко намекаешь, что мне пора бы обратиться за помощью к психиатру?
Щасвирнус ни разу не намекаю. А предупреждаю, что кое-что написанное в книге - может шокировать. Хотя, чем нас сейчас проймешь? Тем более - написанным.
))
Пока полет нормальный)) Спасибо))
Кликни по ссылочке, почитай книжку
ты читал лукьяненковский Геном?
нет, случайно наткнулась сама, нашару тыкала в библиотеке. )
хочется примерно такого же - фантастического, но чтобы без идиотизмов, такого, чему можно верить и написанное грамотным красивым слогом.
Teo1974 Значит найду и прочитаю. Как-нибудь
Азимова - не читала. Шекли и Саймак не вызвали интереса. к Стругацким пока нет отношения, читала несколько коротких рассказов. хочется конкретной наводки, потому что скучные вещи отбивают охоту читать.
Насчет авторов... Начну со Стругацких... Их можешь читать что угодно. Разве что пропусти "Страну багровых туч", они сами ее не любили. И не начинай знакомстов с ними с "Улитки на склоне", а также поначалу лучше воздержись от "Пикника на обочине" и "Града обреченного". Не ищи в их произведениях экшена, он там даже когда и есть - носит сильно подчиненную функцию, они писали... как бы жто сказать, психологическую НФ, где сама НФ лишь антураж, сцена, они писали приключения не тела, а духа.
Возьмись за их цикл Мир полудня, который начинает "Полдень, XX век", светлая утопия которая очень похожа на правльный коммунизм с человеческим лицом, точнее, очень развитой социализм, очень приятный и близкий нам, как они сами говорили: "Мир, в котором хочется жить."
Вообще, цикл Полдня охватывает произведениями... один век, тот самый, ХХ.
В этот цикл входят еще "Далекая радуга" - произведение-катстрофа, произведение-предостережение, произведение о людях в экстремальных ситуациях. Вообще Стругацие много внимания уделяли людям, человеку, в своих произведениях, личностям и их портретам.
Еще в цикл входят "Трудно быть богом" (столкновение человека мира Полудня с миром средневековья), "Попытка к бегству" (человек нашего недавнего прошлого, попавший в мир Полудня, "Обитаемый остров" (сейчас его экранизует Бондарчук - история одного "комсомольца" мира Полудня), "Малыш" (произведение о космическом маугли), "Жук в муравейнике" (о человеческой жизни и принятии ответсвенного решения), "Волны гасят ветер" (о завершении истории привычного нам человечесвта).
Начни с них
о, кстати ты читал Шефнера? У него ни много ни мало фантастика бытовая
Насчет Стругацких... Все таки полуденный цикл наиболее фантастичен. Поэтому я его и рекомендую в первую очередь
Зашли бы сюда Lepra и LAW, интересно послушать их мнение об этом...