- Exegi monumentum
Я много раз думал сесть и написать об этом пост. Но тема казалась мне большой, абстрактной, социальной, философской и малоподъемной. Казалось, что будет много воды, а основная мысль, суть — очень проста. Так проста, что многие из вас её от меня так или иначе слышали в комментариях. И постом я так и не разродился, тем более, что есть у меня такая фишка: озвучил что-то из большого запланированного — уже не напишешь, мозг и так удовлетворился тем, что реферативно, концентратом, пусть и камерно, но дело сделано.
А суть проста, она касается нашего прошлого и нашей теперешней жизни. И звучит она примерно так:
И сегодня я нашел одну замечательную иллюстрацию этой моей мысли, практически озвученной другим человеком. Вот она:
А суть проста, она касается нашего прошлого и нашей теперешней жизни. И звучит она примерно так:
Опыт 20 века привёл к тому, что дискредитированной в итоге оказалась не какая-то отдельная идея, а сама идея идей.
И сегодня я нашел одну замечательную иллюстрацию этой моей мысли, практически озвученной другим человеком. Вот она:
Интересно, насколько более идейными были советские люди в то время, когда СССР переживал свой расцвет? Сегодня мы можем наблюдать оставшиеся с тех времен агитационные материалы, создающие у нас впечатления о ярком и красочном переживании прошлого, когда маленький шажок одного человека означал огромный прыжок для всего человечества. И отголоски искрометного прошлого до сих пор звучат и отдаются в наших сердцах с каждым воспоминанием предшественников. Запустили человека в космос - они были счастливы. Построили Чернобыльскую АЭС - они были счастливы. Олимпиада 80 - они были счастливы. Никсон ушел в отставку - они снова счастливы. По крайней мере во многом эти события представляются нынче именно так.
Несмотря на двойные стандарты и теперяшнюю сомнительность многих этапов истории, прошлое представляется скорее положительным благодаря неплохой рекламной кампании тех лет. А что сегодня? Новости в СМИ, блогах и остальном интернете больше похожи на бред сумасшедшего, чем реальное освещение событий. В науке - никому не понятные нанороботы, впоследствии нигде не используемые. В космосе аппараты или падают на Землю или улетают в неизвестном направлении. Шоу-бизнес - клоака. Глобальные мероприятия сразу же воспринимаются в штыки, подготовка к ним вызывает лишь тихий ужас. Никто никому не верит. Нет идеи.
У нас нет идеи, друзья. В социальном плане мы просто не знаем, ради чего жить. А если у кого-то идея появляется, то большинство оставшихся над ней либо начинают смеяться, либо убарывать во всю имеющуюся силу рук и глоток. И если идейное общество похоже на стаю, то наше, извините, на стадо. Конечно в советское время ситуация в стране мало кому представлялась такой уж радужной как я описал. Мнение общественности ведь не донесешь до потомков, особенно при том уровне контроля за этим мнением, которого достигли государственные органы прошлого. Но там хотя бы видимость счастья и радости была, а сегодня и того нема. Обидно, товарищи.
Несмотря на двойные стандарты и теперяшнюю сомнительность многих этапов истории, прошлое представляется скорее положительным благодаря неплохой рекламной кампании тех лет. А что сегодня? Новости в СМИ, блогах и остальном интернете больше похожи на бред сумасшедшего, чем реальное освещение событий. В науке - никому не понятные нанороботы, впоследствии нигде не используемые. В космосе аппараты или падают на Землю или улетают в неизвестном направлении. Шоу-бизнес - клоака. Глобальные мероприятия сразу же воспринимаются в штыки, подготовка к ним вызывает лишь тихий ужас. Никто никому не верит. Нет идеи.
У нас нет идеи, друзья. В социальном плане мы просто не знаем, ради чего жить. А если у кого-то идея появляется, то большинство оставшихся над ней либо начинают смеяться, либо убарывать во всю имеющуюся силу рук и глоток. И если идейное общество похоже на стаю, то наше, извините, на стадо. Конечно в советское время ситуация в стране мало кому представлялась такой уж радужной как я описал. Мнение общественности ведь не донесешь до потомков, особенно при том уровне контроля за этим мнением, которого достигли государственные органы прошлого. Но там хотя бы видимость счастья и радости была, а сегодня и того нема. Обидно, товарищи.
— Roldo
Кроме того есть ложная идеология в виде всяких фанов фильмов, книжек, певцов.
Процессы одни и те же, только направленность не туда.
Безыдейность - ересь.
А вообще, наука стоит на идейных людях, но если идеи потеряют люди, то и государству незачем будет финансировать разработки.
По сути - всё наше общество сейчас. И здесь и там — это хипстеры. Как это было и всегда, хипстеры сегодня передают основные идеи, которыми живёт общество. В данном случае — их практическое отсутствие.
Насчёт предыдущих субкультур - разумеется. Ведь их порождало западное общество. И эти субкультуры были хаотичными, самосформированными и преимущественно пртестными. Идеология протеста и выделения личности из перемалывающей их, при этом в общем-то безразличной к самим личностям-субъектам массы, навязывающей некие подавляющие их псевдоценности, в виде культа финансовой и карьерной успешности, тех же самых идеалов потребления, примат материального над духовным, обезличивающего над индивидуальным.
Но так или иначе, эти субкультуры несли некую идею.
В то время, как современное общество, в массе, практически лишилось идейной составляющей, превратившись в жрущую и потребляющую массу. Всё, на чём держится современное общество - это безыдейное благополучие и потребление, нечто подобное, своего рода глобальный "Дурацкий остров" из носовского "Незнайки на Луне".
Как было верно сказано выше, да, мы что-то делаем и чего-то достигаем. Но кроме как "для того, чтобы обеспечить всё новые и новые продажи" - больше за этим никаких целей и смыслов не прослеживается.
Наверное, все это правильно для какой-то значительной прослойки населения (хотя лично для меня хипстеры довольно мифичны, потому что я никогда не видел людей, подходящих под это описание). Правда, не верится мне, что раньше та, другая прослойка, у которой духовное превалирует над материальным, была больше, чем сейчас. Мне кажется, что в процентном соотношении все примерно так же и зависит, скорее, от уровня образования и общей культуры, то есть высокообразованные слои населения таки движимы в основном не материальными ценностями, и наоборот.
А вот если взять современные общества с ярко выраженной общей идеологией, как, например, мусульманское или какое-нибудь северокорейское, то картина возникает куда более неутешительная, чем при взгляде на развитые страны с недостатком этой самой идеологии. Хотя, наверное, ислам как идеология способствует выживанию и экспансии его носителей. Духовности и стремления к прогрессу это не добавляет.
И если идейное общество похоже на стаю, то наше, извините, на стадо. а у нас это самое общество вообще есть? Стадо объединяется хотя бы пастухом, а у нас вольный выгон: хотите дергайтесь, не хотите - не дергайтесь, хотите - отбивайтесь от стада, не хотите - возвращайтесь. Главное - не мешайте другим - сильным. А то съедят\засудят. Стадо поорганизованнее будет.
Кроме информации к размышлению - накатило ощущение, что вернулся в лучшие времена дневничков
Я давно хотел написать на эту тему, но не было толчка. Твоя запись — как раз и была таким толчком.
Yachaku
Правильно сделал, что написал