воскресенье, 08 июля 2012
В мыслях у меня было пройти мимо больницы, спуститься по улице к железной дороге и через посёлок, через Пентик и еще один посёлок — проследовать домой.
Проходя мимо больницы, вспоминал, как лежал здесь в 98м. Здесь, на краю посёлков, между домами и железной дорогой есть пустырь, возле больницы растут местами деревья, дающие хорошую, хоть и бесполезную тень — там никто не гуляет и слегка запущено. Зато по вечерам там иногда летают совы. И гуляют местные коты. Маленький кусочек дикости.
Перейдя железную дорогу, я слегка озадачился. Мне почему-то расхотелось идти прямо, улицу-дорогу, проходящую прямо по краю поселка перегораживал рукописный знак "объезда", предписывающий всему транспорту поворачивать прямо в посёлок и ехать по его узким улочкам. А я
решил идти туда, куда нельзя машинам...решил идти туда, куда нельзя машинам. И потопал между железной дорогой и домами.
Я не то, чтобы никогда здесь не ходил. Это ж мой родной посёлок, я тут везде почти хаживал. Но в этот раз я понял, что почти не обращал внимание на то, что по сторонам. Например на то, что возле железной дороги растут очень крупные деревья. Например большой вяз, один из самых крупных, что я видел, не в высоту, а по общей зелёной массе. Самый большой лох, из тех, что я видел в городе. Я не стал их снимать, поленился. Лишенные соседства других деревьев, не имея нужды тянуться вверх или вбок, они, как широко раскинули свои кроны. И тут же, на склоне насыпи — растёт какой-то низкорослый кустарник, может терновник...
Заметил то, что как-то вылетало у меня из головы - эта часть посёлка газифицирована и тут же находится газовая подстанция. А ту часть посёлка, где наш дом — никак не газифицируют уже больше 10 лет. Да и саму газификацию планируют с другого конца посёлка, там где школа, в которой я учился. И было дело даже работы начинали, построили здание газовой подстанции. Работы эти проводились за счёт комбината Ильича. А руководство комбината тогда дружило с социалистами. И что же? В очередные выборы недальновидный народец, из вредности или по глупости — проголосовал за ПР, которая набрала везде большинство голосов. А социалисты, соответственно, пролетели. Вовка Клык обиделся и сказал что-то типа того, что: "Раз вы такие [censored], кинули меня, то и вы у меня [censored] получите". И велел все работы свернуть, а материалы — вывезти. Очень его в этом вопросе понимаю. Так посёлок и остался без газа, по сей день. Одни разговоры, поселковые комитеты всё письма пишут и на встречи ездят.
На краю посёлка есть небольшая балка. Вообще, северная часть города, если на неё поглядеть сверху - вся покрыта балками. И часть посёлка расположена в низине, сбегающей с центральной части района, на которой стоит меткомбинат и проходит проспект. Где-то там, глубже, под этой самой центральной частью — лежат слои ракушечника, которые выходят в районе парка Петровского и Лысой горки, а ниже слоя почвы лежат глины. И водоносные горизонты. Небольшие ручейки текут прямо из под основания склона, метров на 5-8 ниже дороги, проходящей по краю посёлка. Помню, в детстве меня это очень удивило. Идёшь идёшь по посёлку, а тут бац - треугльник небольшой, поросший тростником и что-то течёт по дворам. Лягухи квакают. Мать рассказывала, в её детство вода бежала резвее и детвора в ней даже купалась. С другой стороны завода и чуть западнее — тоже сбегают ручейки. Вообще давно хочу физическую карту местности. В голове-то у меня есть некоторые представления о том, как выглядит наша местность без домов и улиц. Но цельности картине недостаёт.
Свернул и спустился в посёлок. Прошел мимо проулочка, в конце которого располагалась местная детская библиотека. Прямо в частном секторе, в доме, переоборудованном для таких целей. Интересно, жива она еще? Последний раз я в ней появлялся больше чем 20 лет назад. Да и по улице этой не ходил как бы не 10 лет. Вот поди ж ты, мимо — хаживал, а по — нет.
Улица упёрлась в другую, я свернул направо и вышел к ручью. Тому самому.
У него нет имени, но мы все, местные — с детства его знаем. Раньше он бежал с Мирного, откуда-то из под женской колонии, через многие окрестные посёлки, где по краю, а где насквозь. Всё наше детство мы ходили мимо него. В нём я ловил головастиков, и лягушек, и катушек, и прудовиков, и блестянок, и водяных скорпионов. Раз поймал гладыша и он пребольно меня уколол своим хоботком. В нём плавали утки и гуси, люди на задних дворах делали себе запруды. Мы даже видели в нём рыбу, настоящую. Каких-то пескарей наверное. Страшно удивительно. На востоке, попетляв по балкам в посёлках, он впадал в Кальмиус.
Не помню точно когда, кажется еще в 90х, той части ручья, что пробегала не по моему посёлку, а севернее — не стало. Не сразу, какое-то время ручей мелел, мельчал. А потом исчез. Осталась только та часть, что бежала у нас. Наверное её питают тутошние грунтовые воды и те самые маленькие ручейки, что стекают из под возвышенной части района. Много мельче, чем был, мне это хорошо видно в привычном с детства месте, где столько раз я проходил над ним, по пути с Горького на Пентик.
Я остановился, спустился ближе, в заросли трав, набрал в туфли воды. Сделал несколько снимков. На память. Остановить мгновенье. Этот пасмурный летний день, так и не выплеснувшийся дождём в месте, которое со мной с самого детства.Удивительная сила фото — без всякой лжи, одними рамками кадра, создавать нечто новое, другое, лучшее, чем настоящее. Ведь на самом деле безымянный ручей, бегущий пять посёлков — никогда не отличался чистотой и всегда был основательно засерен. Диву даюсь людям. Но в моих еще детских мечта — он весёлый, чистый и полноводный. И вокруг него как-то так...
Ну а дальше — совсем немного. Топать мне надоело, поэтому дойдя до Пентика я сел на маршрутку и уже минут через 10 был дома.
@темы:
Нравы,
Мариуполь,
Воспоминания,
Жизненное,
Лето,
Люди,
Наблюдения,
Погода,
Позитив,
Природа,
Ссылки,
Фото