- Exegi monumentum
Активный член сообщества "Теория эволюции" что на Mail.ru, Ugaga Worm - написал небольшой пост, в котором попытался понятным языком донести до читателей, насколько реальный ход эволюционных процессов отличатся от того стереотипа, который живет в голове среднего обывателя...
Давно уже для себя определил, что стереотип, который формируется в школе на уроках биологии - это плохо.
Что нам говорят? Эволюция - постепенный направленный процесс, в ходе которого новые формы образуются постепенно, через ряд промежуточных. Это не верно. Точнее верно, но только частично. У подавляющего большинства населения мира (закончившего среднюю школу) существует в голове такая картина: от рыбы прямая линия к человеку. И это совершенно ошибочно. В эволюции нет и никогда не будет прямых путей.
Вот, для этого быстренько нарисовал.
Линейный процесс, у которого нет никаких веток. Все икопаемые останки, которые мы находим - это звенья одной цепи. И вот тут кроется самая опасная ошибка, которую только может допустить учитель в школе. Эволюция - процесс действительно необратимый, но постепенным его назвать нельзя. И тем более назвать его линейным.
Вот что бывает...
В истории жизни на Земле никогда не было таких моментов, чтобы только одна группа организмов делала очередной эволюционный прыжок. Это всегда делали сообща несколько групп. Кому-то повезло с "потенциалом" и "модель пошла в серию".
В заключении хочется еще раз сослаться на замечательную книгу Кирилла Еськова "История Земли и жизни на ней".
Вот, вроде бы, и весь короткий опус в теорию эволюции. Все вопросы прочитаю, на все постараюсь ответить.
Я взялся написать небольшой комментарий к этому посту...
Тут уместно помянуть ещё несколько моментов.
Во-первых...
Во-вторых...
![](http://dino.disneyjazz.net/ris_gif/ris64.gif)
А вот как, по данном современной биологии, схематично, но более детально, выглядит процесс видообразования, путем разделения одного вида на два дочерних. Что реально стоит за описанием "была одна линия - стало две". Каждая веточка, стебелек, в данном случае - популяция.
В-третьих...
В-четвертых...
Тут же вот еще какая беда. Многие по сей самый день наивно думают, что биология - это натурализм, биологи - чудаки в белых халатах, или натуралисты с сачками, паганели, ловят бабочек, считают пестики-тычинки и придумывают потом забавные байки...
Люди просто не понимают, насколько серьезна эта наука и что она тоже требует не просто запоминания школьных истин...
[А в задачу школы, все-таки, входит обязанность вложить в юного человека комплекс базовых знаний, соответствующих современной научной картине мира. Который, сразу же или в будущем - послужат для него трамплином, ступенью к восхождению на профессиональные и/или интеллектуальные высоты. Но школа, в принципе, далека от того, чтобы давать ученикам знания на уровне ВУЗа, требующие той глубины понимания. Хотя бы потому, что не все ученики в равной степени способны и заинтересованы в получении большого объема специальных данных]
... а понимания многих вопросов, даже тех же истин.
В своей каждодневной жизни она вовсю обращается к опыту таких, казалось бы далеких от нее дисциплин, как лингвистика [параллели в эволюции языков и живого, параллели в закономерностях бытия генов и мемов], кибернетика [применение к генам и их эволюции закономерностей, выявляемых для информационных массивов].
И в некоторых моментах биология - не менее оторвана от бытовой реальности, чем корпускулярно-волновой дуализм.
А познавая эволюцию живого - человек познает и вскрывает некие, более общие, закономерности царящие в нашей вселенной.
Давно уже для себя определил, что стереотип, который формируется в школе на уроках биологии - это плохо.
Что нам говорят? Эволюция - постепенный направленный процесс, в ходе которого новые формы образуются постепенно, через ряд промежуточных. Это не верно. Точнее верно, но только частично. У подавляющего большинства населения мира (закончившего среднюю школу) существует в голове такая картина: от рыбы прямая линия к человеку. И это совершенно ошибочно. В эволюции нет и никогда не будет прямых путей.
Вот, для этого быстренько нарисовал.
Так обычно представляется эволюция.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4112/issablis.1/0_3f03c_a8a7d883_L.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4112/issablis.1/0_3f03c_a8a7d883_L.jpg)
Линейный процесс, у которого нет никаких веток. Все икопаемые останки, которые мы находим - это звенья одной цепи. И вот тут кроется самая опасная ошибка, которую только может допустить учитель в школе. Эволюция - процесс действительно необратимый, но постепенным его назвать нельзя. И тем более назвать его линейным.
Вот что бывает...
В истории жизни на Земле никогда не было таких моментов, чтобы только одна группа организмов делала очередной эволюционный прыжок. Это всегда делали сообща несколько групп. Кому-то повезло с "потенциалом" и "модель пошла в серию".
В заключении хочется еще раз сослаться на замечательную книгу Кирилла Еськова "История Земли и жизни на ней".
Вот, вроде бы, и весь короткий опус в теорию эволюции. Все вопросы прочитаю, на все постараюсь ответить.
Я взялся написать небольшой комментарий к этому посту...
Тут уместно помянуть ещё несколько моментов.
Во-первых...
Во-вторых...
![](http://dino.disneyjazz.net/ris_gif/ris64.gif)
А вот как, по данном современной биологии, схематично, но более детально, выглядит процесс видообразования, путем разделения одного вида на два дочерних. Что реально стоит за описанием "была одна линия - стало две". Каждая веточка, стебелек, в данном случае - популяция.
В-третьих...
В-четвертых...
Тут же вот еще какая беда. Многие по сей самый день наивно думают, что биология - это натурализм, биологи - чудаки в белых халатах, или натуралисты с сачками, паганели, ловят бабочек, считают пестики-тычинки и придумывают потом забавные байки...
Люди просто не понимают, насколько серьезна эта наука и что она тоже требует не просто запоминания школьных истин...
[А в задачу школы, все-таки, входит обязанность вложить в юного человека комплекс базовых знаний, соответствующих современной научной картине мира. Который, сразу же или в будущем - послужат для него трамплином, ступенью к восхождению на профессиональные и/или интеллектуальные высоты. Но школа, в принципе, далека от того, чтобы давать ученикам знания на уровне ВУЗа, требующие той глубины понимания. Хотя бы потому, что не все ученики в равной степени способны и заинтересованы в получении большого объема специальных данных]
... а понимания многих вопросов, даже тех же истин.
В своей каждодневной жизни она вовсю обращается к опыту таких, казалось бы далеких от нее дисциплин, как лингвистика [параллели в эволюции языков и живого, параллели в закономерностях бытия генов и мемов], кибернетика [применение к генам и их эволюции закономерностей, выявляемых для информационных массивов].
И в некоторых моментах биология - не менее оторвана от бытовой реальности, чем корпускулярно-волновой дуализм.
А познавая эволюцию живого - человек познает и вскрывает некие, более общие, закономерности царящие в нашей вселенной.