Питаю любовь к историческим постановкам и эпикам... К тому же это такая, пусть и эфемерная, но возможность заглянуть в прошлое и увидеть его. Пусть изукрашенное и не вполне точное... Но все-таки, все-таки...
Хочу посмотреть этот фильм, посвященный одной из самых мрачных страниц молодого христианства. Помещу этот отзыв здесь, как непотеряшку и напоминанание, что нужно посмотреть в этом году.
Ходили таки сегодня в кино на "Агору". Хоть фильм и лежит уже несколько дней у меня на харде скаченный из интернета, в кино пошли принципиально. И не пожалели об этом. Пожалела же я о другом, о том, что был почти пустой зал. А это значит, что фильм увидело меньше народу чем могло бы. А ведь он из серии must see! Особенно сейчас и особенно у нас, в России, где, как и в Александрии когда-то, мрачной лавиной наступает христианство, жаждущее уничтожить науку и свободу мысли.
Теперь о самом фильме. Он действительно хорош. И вовсе не только потому, что другого нет. В нём нашлось место и красоте, и благородству, и смерти, и безысходности. Те огрехи, которые в нём есть, не только не бросаются в глаза, но даже вполне оправданы. Чтобы зритель лучше понял, что к чему, иногда приходится использовать привычные символы и образы, даже если они расходятся с реальностью. В конце концов, кинематограф не только не исключает символизма, но и никак не может обойтись без него. Особенно если философия картины достаточно сложна, а фильмовое время ограничено. Именно поэтому красные плащи на римских солдатах непременно должны были быть, дабы зритель сразу понимал, кто против кого в каком количестве и на каких позициях. Ну и маяк, символ Александрии...
Антихристианский компонент в фильме нарастает постепенно и кульминации, на мой взгляд, достигает лишь в последних кадрах, когда говорится о канонизации епископа Кирилла, того самого, который сотворил наибольшее количество зла, спровоцировав ужасающий еврейский погром с убийством женщин и детей, подстрекал к нападению на перфекта, ну и, конечно, спровоцировал убийство Гипатии. Сам же он объявил святым казнённого бандита, убившего во славу христианства много невинных людей, руководившего разгромом библиотеки и уничтожением уникальнейших древних статуй. Короче, чем больше христианин громит и убивает, тем святее он становится в глазах своих. И этому есть вполне логичное объяснение. Ведь героем войны всегда является тот, кто уничтожил максимальное количество врагов. У христиан же враги все нехристиане.
читать дальшеСамым интересным героем в фильме является Давус, раб Гипатии, обретающий по ходу фильма свободу. На его примере показано, как здоровые и совсем даже неглупые люди становятся христианами. Давус молодой парень со свойственными его возрасту амбициями, к тому же влюблённый в свою госпожу. Он чувствует себя униженным из-за того, что не имеет шансов на взаимность, но ещё больше из-за того, что кто-нибудь, сам того не замечая, то и дело говорит о рабах чего-нибудь уничижительное. Говорит такие вещи и Гипатия, тоже сама того не замечая и не имея в виду никого конкретного. Давусу же хочется бунтовать. Поначалу он называет себя христианином, вовсе не являясь таковым, а просто желая спасти от наказания знакомую девушку, потом же попадает под влияние харизматичного христианского проповедника Аммония, человека беспринципного и острого на язык. Человека, не боящегося обагрить руки кровью. Того самого, которого потом назовёт святым епископ Кирилл. Рядом с Аммонием Давус чувствует себя круче, и ему это нравится. После своего первого участия в погроме Давус чувствует себя настолько крутым, что чуть было не насилует Гипатию, однако у него так и не хватает смелости. Получив от сердобольной Гипатии свободу, он вновь уходит к христианам, чтобы, участвуя в погромах и убийствах стать ещё круче. Окровавленный меч в руках придаёт ему сил. Он понимает, что между собой христиане говорят чушь. Ну, там про твёрдые небеса, плоскую Землю и так далее, но сам старается избегать говорить об этом. Самому ему прекрасно известно, какую форму имеет Земля, но разве это так важно, когда твои друзья и твой верный меч дают тебе ощущение всесилия? Да ещё и император на твоей стороне. Когда же христиане убивают уж слишком много евреев, столько, что уже сил не хватает хоронить, Давус спрашивает у Аммония, не могут ли быть их действия ошибочными, ведь Христос учил милосердию, на что получает замечательный ответ в духе: "Он бог, а потому может быть милосердным. Мы же не имеем на это право". Ответ абсолютно логичен, но Давусу уже начинает надоедать роль палача. Тем более, что его приятели всё более подумывают о том, чтобы убить Гипатию. Когда же они таки решают идти за ней, Давус пытается спасти её, но не успевает. Единственное, что ему удаётся - это облегчить её страдания, не позволив своим соратникам снять с неё живьём кожу. Он делает смерть возлюбленной максимально безболезненной.
Другой главный герой, Орест, благороден и даже не слаб. Он готов защищать Гипатию до конца, более того, готов слушаться её и подчиняться ей, что в конце концов и было поставлено ему в вину. Христиане требовали, чтобы он признал женщин ничтожными существами, не имеющими права голоса, он отказался. Кстати, удивительно, что среди христиан значительно больше женщин, чем мужчин, и это притом, что христианство лишает женщину всяких прав. Было бы логичнее, если бы было наоборот, но вот почему-то...
Сама Гипатия в фильме получилась в чём-то умной, в чём-то не очень, хороший человек и слабый политик. Ну и, конечно, она в нём слишком молода, слишком. Однако это тоже нужно было для фильма, потому что Орест и Давус хорошо раскрываются именно на почве своей любви к ней. Без этой любви передать главные идеи картины было бы намного сложнее.
Фильм буду пересматривать, однозначно. И, наверное, ещё не раз вернусь к нему.
К сожалению для меня сейчас является белым пятном отношение официального христианства к этому историческому эпизоду. Какая дается оценка тем событиям и есть ли в ней элемент раскаяния.
Ставшие либеральными и гуманными, раздробившиеся на много ветвей-течений, религии забывают, что все они обычно агрессивны и кровожадны по отношению к инакомыслию в те дни, когда они молоды.
1000 лет темных веков нельзя забывать. Они не должны повториться.