Я говорил, что собираюсь это написать, когда немного отойду. Ну вот, теперь это случилось, и значит – время пришло…
Хотя, по правде сказать, сейчас я уже точно не уверен - стоит ли это делать...Мне помнится, впервые я увидел картинки с изображением такой себе миленькой девушки, нарисованной в стиле манга, со странными конструкциями в районе ушей еще где-то году в 2003-м. Ну, увидел и увидел… Мало ли в сети картинок, нарисованных в стиле манга, с милыми девушками, у которых не все в порядке с разными частями тела? Тогда я не питал такого, чтоб сказать особого интереса к аниме, точнее питал его не больше, чем к любому другому кинематографу.
К слову сказать – никогда себя отаку не считал и не считаю – у меня несколько другие интересы превалируют, хотя, в принципе, среди отаку просто прорва интересных людей и вообще, одно другому видимо не мешает Увидел и увидел, и в общем-то забыл. Тогда я был несколько занят другими интересами и увлечениями (и это – ключевой момент).
Потом, в 2003 и особенно в 2004 я сталкивался с аниме все больше и все чаще. Человек, который был тогда со мной рядом увлекался этим делом и я по мере своих возможностей доставал для нее разные фильмы и сериалы. Естественно и был приобщен к их просмотру, о чем ни разу не пожалел, поскольку и до этого знал что среди аниме есть просто масса замечательных фильмов и реализованных сюжетов, с которыми очень интересно ознакомиться, но знание – знанием, а я имел возможность оценить это на практике.
И более того, кое-что я смотрел из аниме и до этого, а кое о чем имел обрывочные подростковые воспоминания, потому как отдельные кадры врезались мне в память и в ранние периоды моей жизни. Да и в фантастической и околокомпьютерно-игровой прессе я часто сталкивался с упоминаниями, обзорами и лестными отзывами об аниме.Да и мой приход на @Дневники весьма способствовал возрастанию интереса к аниме, потому как здесь наблюдается просто масса людей, у которых аниме – одно из доминирующих увлечений. Причем людей интересных. И не только интересных и увлекающихся аниме, а людей, с которыми я общаюсь регулярно, моих сетевых приятелей и даже друзей…
И вот среди моих знакомых-отаку мне периодически стало попадаться упоминание о сериале, под названием «Чобиты». И образ милой девушки, с огромными коричневыми глазами, платиновыми волосами и странными ушками – связался с этим названием. Узнал я заочно и имя этой девушки – Чии. И то, что она вовсе не человек, а выражаясь НФ языком – андроид, довольно совершенный (и это еще мягко сказано). Раскрылась мне и фабула сериала… Все это способствовало возрастанию моего интереса к «Чобитам» и возрастанию -же желания их посмотреть. Что впрочем было сложно осуществимо, поскольку мои каналы получения нового аниме-контента были не очень широки, а сами «Чобиты» не были тем сериалом, которым отаку интересуются в первую очередь, ибо их умами властвуют обычно другие…
Поэтому я выжидал. Интерес мой не угасал (хотя и не был идеей фикс), тем более, что я узнал, что в этом сериале рассказывается история взаимоотношений молодого человека и девушки-андроида, в мире некоей альтернативной реальности, где высокие технологии шагнули так далеко, что позволили создавать не просто мощные компьютеры, и изощренные программы ИИ, но помещать их в корпус малоотличимый от человеческого тела, в результате чего эти андроиды приобретают почти человеческие свойства, можно сказать становятся квазилюдьми, живущими почти в каждой, даже не очень преуспевающей семье. А сама же главная героиня является в общем-то венцом творения этой в области, предельно приближенная по характеристикам к человеческому существу. Знал я, что в сериале имеет место и романтическая составляющая, любовная линия, точнее линия чувства любви…
Тема человек и ИИ – очень интересная тема, известная мне по НФ литературе и интересная для меня. Тут все тянется из детства… Вспомните «Приключения Электроника», робота Вертера из «Гостьи из будущего»|«Сто лет тому вперед», Терминатора, с разблокированным модулем самообучения, из второй картины. Тут на лицо момент столкновения человеческого разума с разумом нечеловеческим или просто чужим, что всегда интересно.
И вот в прошлом году я связался наконец с мариупольскими отаку и мои каналы доступа к аниме резко расширились. А чуть позже слово «Чобиты» стало вполне осязаемым. А еще чуть позже я заполучил себе наконец этот сериал. И возможность наконец-то удовлетворить свой, уже повзрослевший интерес…
В конце декабря, не мешкая, я приступил к просмотру, двигаясь по сериалу со скоростью 3-5 серий в сутки…
О первом "этапе" сериала... Введение...Первое впечатление от сериала, впечатление от первых его серий, было как раз именно такое, как я и ожидал. Во многом комичная, история молодого человека старшего тинейджерского возраста (Хидеки), не интеллектуала, но обладающего многими другими положительными человеческими качествами, а особенно – добротой и вниманием к ближнему, проживающего в Токио, ходящего на подготовительные курсы (потому что не смог поступить в ВУЗ), работающего, и довольно сильно обеспокоенного (обеспокоенность доходит порой до озабоченности) тем, что до сих пор не лишился своей девственности. Молодой человек увлечен «пасоконами». Так это слово звучит из уст японцев, на самом деле оно пишется как «персокон» - так называются эти самые андроиды. В сети я читал, что слово «персокон» происходит от сокращения «персональный компьютер» - «персоком», но японцы с трудом могут произнести некоторые «типично европейские» звуки. Персоконом в Японском сленге пользователей называют ПК. Точнее, Хидеки увлечен не столько персоконами, сколько идеей обладания одним из таких. А ведь многие из них имеют и форму очень симпатичных и даже красивых девушек, и к тому-же так полезны, умеют делать все то, что умеют делать ПК, да еще и по дому справляться и даже оказывать «специальные услуги» - была бы соответствующая программа инсталлирован
И вот, совершенно случайно, на свалке, он находит выброшенного (Иначе, что бы он там делал?) персокона. После недолгих раздумий утаскивает его домой, по рассеянности потеряв диск с данными, который лежал рядом…
В принципе по ходу фильма, особенно в первой его трети, комичные ситуации, всякие гэги, следуют буквально один за другим (Одна только активация персокона чего стоила). На первых порах все это создает впечатление интересного и довольно веселого сериала. Так мне и показалось. Ну что ж, я ожидал этого и я это получил. Я уже не разочарован…
По ходу дела выясняется, что персокон найденный Хидеки не обладает инсталлированным ПО, нет даже ОС. Единственное, что «она» может делать – это очень эмоционально смотреть по сторонам и особенно на Хидеки (И тут у меня, как у человека взрослого и знакомого с биологией, всплывает в голове термин «запечатление»), произносить по любому поводу слово «чии» и очень бурно и эмоционально бросаться обнимать - опять же Хидеки. Довольно быстро выясняется что «она» - персокон уникальный, хоть и без ПО, но движущийся и способный к самообучению, защищенный от внешних проникновений при помощи других персоконов, обладает гораздо большими вычислительными ресурсами, чем самые совершенные заказные персоконы. Также мы постепенно знакомимся со всеми знакомыми-приятелями-друзьями Хидеки (которые, надо сказать, что ни человек – то интересная личность), которых в общем-то совсем немного, со всеми его «проблемами». Видим, как постепенно у Хидеки завязывается клубок увлечений девушками-женщинами пребывающими в непосредственном его окружении (и, честно говоря, мне совершенно непонятно, как он собирается из всего этого выпутываться). Видим, как еще не отдавая себе отчета, но буквально сразу же Хидеки начинает воспринимать своего персокона человеком (и с этого момента я начинаю писать «она» без кавычек). Она получает имя. И имя это – Чии.
Опять же, повторюсь, возникает множество комичных ситуаций вокруг Хидеки и Чии, которые порой очень веселят. Но, и это первые звоночки, порой наводят и на размышления…
Итак проходит первая часть, которая, как я уже сказал, в основном оправдала мои ожидания и не принесла никаких разочарований. Но пара туч, проскальзывает на горизонте – манга о «Городе в котором никого нет» и реакция Чии на «несанкционированный доступ». Человек даже не очень умный сходу понимает, что манга, в которой упоминаются «они», «те», что всегда рядом с людьми – это манга о людях и их взаимоотношениях с персоконами. Человек, хоть немного знакомый с реалиями, сходу понимает, что Чии – это не просто супер-персокон, что за ней должно что-то стоять, а пессимист сходу нарисует картину в которой будут фигурировать спецслужбы, всякие группировки, заинтересованные стороны, и то, что скорее всего, Хидеки грозит реальная опасность ибо в его руки попало то, что скорее всего не должно было… Дополнительной таинственности привносит и упоминание Минору (один из новых приятелей Хидеки, малолетний состоятельный вундеркид, программист-хакер-специалист по персоконам) слова – сетевой легенды - «Чобиты», которые являются «мифическими» персоконами, наделенными свободой воли (со всеми вытекающими отсюда другими свободами и их последствиями), разумом и даже чувствами. Тоесть, что придает особого драматизма моменту, со всеми основными человеческими качествами, но НЕ ЛЮДЕЙ.
Общая веселость повествования, занятность, маскирует появляющиеся, негромко озвучиваемые проблемы, поднимаемые сериалом, но проницательный и думающий человек уже понимает откуда ветер дует. И, признаться, хоть как я уже сказал, меня ничуть не разочаровала первая треть сериала (Да что я говорю! Наоборот – она мне понравилась, и я укрепился во мнении, что это стоит посмотреть), но я начал относиться к нему гораздо серьезнее, чем вначале. А зная то, что в японских сериалах бывает как угодно, даже очень неприятно – внутренне подготовился к самому худшему. И, возможно, еще не отдавая себе отчета, начал понемногу сопереживать героям.
Надо сказать, что, и видимо виной тому моя «подготовленность» в этом вопросе предыдущим опытом чтения-просмотра НФ контента, но я с самого начала стоял перед выбором «Чии-человек» или «Чии-машина». Причем я, под давлением некоторых обстоятельств, практически сразу же склонился к первому варианту, хотя борьба, сомнения и анализ происходили во мне постоянно. Но так хотелось поверить в ЧУДО, что даже боязнь обмануться не могла отрезвить. Хотя, еще в первой части сериала, Минору, со всей ясностью дал понять Хидеки (и нам) что не стоит воспринимать персоконов людьми – это путь боли и разочарования, путь многой печали…
Понимая всю вероятную глубину моих заблуждений, то, что я переношу представление о людях на персоконов, антропоморфизирую персоконов в эмоциональном и интеллектуальном смысле, по «анатомическому признаку», я понял, что авторы намеренно подняли эту проблему в данном творении…
Скажу только, что стой передо мной такой выбор в реальной жизни – я бы рассуждал, собирал информацию и анализировал гораздо дольше. Здесь же я просто на поводу у своих чувств. Хотя понимал, что меня может ждать горькое разочарование… Итог первого этапа: Я – увидел. Я – получил подкрепление своему интересу. Я – почувствовал. Я – начал верить.
О втором "этапе" сериала... Развитие, распутывание, накал... Анализ и синтез...Как бы там ни было – вторая часть сериала началась. И я вступил в нее предупрежденный. И, следовательно - вооруженный…
Вторая часть сериала оказалась не так забавна и занятна, как первая. Нет, на самом деле вся забавность и увлекательность – остались. Сместились акценты повествования…
Вторая часть высветила и подняла множество проблем, раскрыла основное содержимое сериала.
Хорошая фантастика – всегда реалистична. Фантастическое в ней выступает декорациями, на фоне которых разворачиваются чьи-то, вполне человеческие, реалистичные, события и судьбы.
Всю вторую часть сериала Хидеки занят тем, что вникает и помогает распутывать жизненные проблемы и ситуации других людей из своего близкого окружения. Клубок увлечений окружающими его женщинами довольно «изящно» распутывается не без помощи вмешивающихся других сторон. И, в то же время, сам Хидеки обогащается жизненным опытом и ценными мыслями, векторами, направляющими весь ход его суждений к разрешению главных вопросов повествования – поиску истинной любви, определению этого понятия, и роли ее в жизни, определению человечности персоконов вообще и Чии в частности, пониманию и разрешению проблемы взаимодействий персоконов и людей.
Чии также занята примерно тем же. Однако ее задача усложняется тем, что она занята еще и поиском себя самой. Самоопределением.
И оба они пытаются разобраться в ситуации, и приподнять завесу тайны над прошлым Чии. И оба уже догадываются, что правда, которая откроется им – может быть безрадостной.
Проницательный зритель с легкостью заметит, что поставленные и решаемые по ходу второй части проблемы, нарисованные, как проблемы взаимоотношений людей и персоконов – суть на самом деле (на данный момент) чисто человеческие. Судите сами…
Увлечение новым человеком, пришедшим в твою жизнь, дающим тебе больше удовольствий, больше комфорта и спокойствия, хотя, возможно этот новый человек на самом деле пуст, чужд и ты ему не дорог - и при этом небрежение человеком, бывшим с тобой рядом до этого, ранее близким тебе человеком, полный отказ от него; без мужества отдать себе отчет в происходящем и без мужества сказать своему некогда близкому человеку то, что он тебе больше не нужен - в лицо.
Попытки заменить одного, утраченного тобой человек – похожим другим. По разным причинам. Попытки подогнать этого другого, сделать его максимально похожим на первого (особенно, если этот второй – предан тебе и во всем тебе потакает). А далее – понимание, что никогда ни один другой не сможет стать тем, кого уже нет. Потому что все – разные. Потому что все – уникальны и по своему - незаменимы. И нахождение в себе мужества разорвать порочный круг: больше радости – больше грусти. Перешагнуть через боль утраты, чтобы жить дальше.
Страх перед тем, что человек, который дорог тебе, будет постоянно сравнивать тебя с тем человеком, который был рядом с ним ранее. Осознание (или заблуждение по поводу) того, что прежний человек во всем был тебя лучше. Бегство от проблемы и не нахождение в себе мужества пойти на преодоление ситуации, на то, чтобы разобраться во всем этом.
Бегство от реальности в нереальное, попытки заменить, подменить общение с другими людьми, общение «тяжелое», не всегда комфортное, общением с теми, кто полностью тебе удобен. Виртуальное общение вместо реального. Жизнь во сне.
Разве эти четыре абзаца, которые выше, не есть проблемы, с которыми люди, человечество, сталкивается постоянно, каждый день? Даже без персоконов…
На самом деле проблем в сериале высвечивается гораздо больше, это были те, которые бросаются в глаза сразу…
Во второй части Чии более активно общается, взаимодействует, с окружающими, Хидеки и… другим своим «Я», той, что сокрыта в ней, той, что помнит. Через чтение «Города в котором никого нет», жизненные наблюдения и рассуждения к ней приходит понимание, осознание чувств, осознание себя, осознание своего чувства к Хидеки и желание взаимности. Необходимость в том, чтобы найти «того единственного для себя». Мы явно наблюдаем взросление разумного существа. Того, кто похож на человека, но не человек…
Во второй части у Хидеки происходит непрекращающийся анализ взаимоотношений в парах Чии – Он, люди – персоконы, люди – люди. И постоянные размышления на темы: «насколько человеком может быть нечеловек», «насколько нечеловек может быть близок человеку», «возможно ли чувство к нечеловеку», «есть ли место этому чувству, правильно ли оно», «возможно ли связать свою судьбу с нечеловеком». Благо, окружающая реальность подбрасывает ему предостаточно информации к размышлению.
Всю вторую часть я смотрел во все ускоряющемся темпе. С нарастающим волнением. Я понимал, что кульминация – приближается. Я очень хорошо заметил, что реально переживаю за героев. Я на самом деле опасался плохого, трагического конца… Хотя не без облегчения замечал, что дамский клубок вокруг Хидеки распутывается (потому как понимал, насколько, при главном акценте сериала на теме любви, насколько этот клубок может все усложнить, насколько это может помешать). И в то же время с волнением же наблюдал, как сворачивается, замыкаются на внутри, самоакцентируется взаимоотношения в паре Хидеки – Чии. Как они все больше предоставлены друг другу и своим чувствам друг к другу. А все окружающие, их ближние, прямо или косвенно помогают им определиться. Я наблюдал, как бедняга Хидеки раздираемый разумом и чувствами мечется в поисках «истины для себя». И Чии постоянно сталкивается с разными моментами, которые и взрослого, многоопытного, привыкшего к жизни, чувствам и отношениям человека, и то поставят иной раз в тупик. Как Чии ищет объяснения самых базовых понятий, определений человеческих взаимоотношений, при постоянной нехватке информации. Я волновался, что что-то ее может пустить по неверному следу… И я видел как тучи сгущаются над головами главных героев, как растет интерес, в том числе и не вполне здоровый к Чии. Итог второго этапа: Я – принял героев. Я – волновался за них. Я – радовался за них. Я – верил в них.
О третьем "этапе" сериала... Финал и промежуточный итог...В третий этап сериала герои входят уже распутав клубок «внешних» взаимоотношений, приобретя множество друзей и доброжелателей во внешнем мире… И тем острее становится проблема внутренней неопределенности. И в третьей части наконец в полную силу себя показывают силы, которые реально могут помешать счастью главных героев. Во всей полноте проявляется то, что прошлое Чии вовсе не безоблачно. Точнее даже не ее, а ее альтер эго. Не безоблачно… Даже трагично. Даже по человеческим меркам. А еще мы узнаем, что у Чии есть конкретное предназначение. То, зачем она была создана. И это ни много ни мало – сделать персоконов счастливыми. И, также выясняется, что это может быть опасно для всего хода вещей, для функционирования все персоконов. И есть силы, задача которых – остановить Чии.
Третий этап – это этап максимальной эмоциональной напряженности. Этап последних рассуждений и последних открытий.
Чии определяется с собой и со своим чувством. И говорит об этом Хидеки. И просит от него ответа. И, похоже, свое окончательное решение, свое самоопредеение, Хидеки переживает именно в этот, последний момент.
К сожалению, молчит он слишком долго. На его лице читается слишком много неуверенности… Кажется, что вот сейчас, в последний момент, он ляпнет с улыбкой какую-нибудь глупость. Но нет, хоть и не сразу, но выбор сделан.
И после этого наступает самый эмоциональный и драматичный момент во всем повествовании. Чии раздирают сомнения. Она знает, что «есть вещи которые могут персоконы и не могут люди, есть вещи, которые могут люди но не могут персоконы», что ее любимый человек может стать несчастным, от того, что она чего-то не сможет ему дать. Никогда. Она на грани. И ее, и так страдающее, альтер эго просит стереть им память. И их «мать» Хибия-сан, все это время бывшая неподалеку и наблюдавшая за взрослением Чии делает это, потому что так обещала «отцу» Чобитов, потому что так должна поступить.
А потом любовь Хидеки совершают чудо. Он «скармливает» чобиту последнюю порцию информации, одно из возможных определений человеческого счастья. И это помогает Чии завершить цепь логических рассуждений «быть или не быть».
И Чии возвращается…
На этом, собственно, и конец.Но, спросите вы, что это я столько написал про сам сериал, и ничего про себя?
Да в общем-то написав все это про сериал я и про себя написал немало. Как я со спокойным интересом ожидал сериала, как я со спокойным любопытством и таким же интересом начинал его смотреть. Как много, кроме занятного зрелища, я замечал в нем. Как постепенно менялось мое отношение к просматриваемому и вообще мое настроение. Как я все ускорял и ускорял темп просмотра.
Сюда нужно добавить, что последнюю серия я смотрел в состоянии крайнего волнения (и это еще мягко сказано).
По окончании сериала у меня осталось давящее, гнетущее чувство потери, как будто в мою жизнь вошли какие-то люди, которые стали мне близкими, а теперь они из нее ушли, потому что история завершилась. Переживание, по памяти очень похожее на потерю любимого человека…
Один мой знакомый сказал мне, после того, как я пересказал и описал ему всю гамму моих чувств (точнее, то, что я смог облечь в слова и образы) по окончанию Чобитов, что я пережил чувство гиперреальности, когда вымышленный мир стал для меня ближе окружающего…
Я взрослый человек, и поэтому у меня не осталось ощущения хэппи-энда по завершению. Потому что, как человек взрослый, я понимаю, что проблемы у Хидеки и Чии только начинаются. И впереди у них совместная жизнь со всеми ее прелестями, бытовуха, разочарования, возможно ссоры, ведь Чии – все меньше «ребенок» и все больше самостоятельная личность… Впереди взросление, а потом и старение Хидеки. Жизнь с нечеловеком, хоть и любимым.
Возможно, виной тому мое эмоциональное состояние до и во время просмотра сериала. То, что в те дни над городом было низкое серое небо и не было солнца. То, что мир, который показывали мне был гораздо ярче и красочнее мира окружающего меня. То, что возможно смотрел я сериал в дни моей слабости. В отсутствие любимого человека в моей жизни. В дни одиночества. И увидел то, что хотел увидеть, что готов был увидеть…
Не знаю.
Но гнетущее ощущение опустошения, с постоянным возвратом и переживанием к увиденным образам и сценам, переполненность ими; яркая и многокрасочная безнадега; подавленность, окрашенная ярчайшими положительными эмоциями; владели мной двое суток…
Потом меня отпустило.
Но память о сериале и тех двух сутках после – осталась. Живет.
Борис Стругацкий однажды сказал, что по его мнению ни одна книга и ни один фильм не могут изменить жизнь человека, радикально повернуть его жизненный путь. В лучшем случае самые яркие книги и фильмы способны «развернуть» человека на полградуса, на один градус…
Я думаю «Чобиты» для меня – как раз тот случай.
Огромное спасибо КЛАМПу!
Мне есть за что им это сказать… Я думаю, мне стоило это пережить…
P.S. И еще один момент, "просмотренный" мной в сериале, но увиденный мною потом на одном их форумов, где обсуждались "Чобиты": какую работу с умами молодого поколения производят в Японии? Ведь их явно готовят к тому, что в любой момент они могут столкнуться с другим, нечеловеческим разумом, нечеловеческой, но все же личностью. И что контакт этот, его итог, может быть более чем конструктивен...
Готовят людей, открытых новому? Лишенных ксенофобий? Мыслящих и чувствующих?