Я совсем не оригинален, я жду и надеюсь... и перед выходом каждого нового альбома думаю: "Ну, может быть в этот раз?.." А после - сижу и вопрошаю у самого себя: "Почему? Почему так? Что с ним?" Ищу этому объяснения, очень легко и быстро нахожу оправдания для маэстро, отмечаю для себя то, что понравилось... а у него конечно всегда найдется то, что понравится - он же мэтр, он же гений музыки, он же когда пишет, даже не то, что мы от него хотим - все равно делает это очень хорошо!
Но мы то помним! Но мы то хотим другого! Но мы то знаем, как он умеет. И вопрошаем: "Когда же? Почему же?" И ждем. И надеемся...
Так почему? Что происходит? Ужели выдохся, списался? Создал свои самые великие вещи и катится по наклонной? Не очень весело, но очень может быть. В конце концов, не каждому творцу на долю выпадет создать столько и такого, что создал он...
И все-таки? Что с ним происходит? Почему? Есть ли надежда или это навсегда? Не одного меня волнуют такие вопросы, люди размышляют... Иногда предлагают свои вариантыответов. Вот один из них, я нашел его в прошлом году на страницах
KLEM-а и захотел сохранить. Ответ интересный... потому что человечный, жизненный.
Пишет Gregory...Пишет Gregory... а я добавлю в авторский текст немного ссылок, и, да простит меня автор - немного правки
Мда... Последнее время Жарр всем нам преподносит одни огорчения... Не смейтесь над ниженаписанным - я серьёзно!
Давайте проведём сравнительный анализ... Жарр приезжеает на концерт в Москве, и в прессе появляются первые его сообщения о разногласиях с Шарлоттой Ремплинг... Во время репетиций Жан-Мишель ветренен и клеится к русским журналисткам... Кто-то из фэнов пишет в это время: "Жарр в "Making The Steamroller Fly" выглядит донельзя усталым, но ещё держится..."
1997 - разрыв с Шарлоттой.
1998 - выходит поразивший всех нас "Odyssey through O2". Впервые за всю историю публика уходит с концерта "Electronic Night", не выдержав шока Немузыкальности. Жарр красит волосы и прикидывается цифровым "мачо".
1999 - тёмная история с тёмный и отчаянно печальным Age Of Silense. Общим является то, что без Жарра эта штука не вышла, он написал 2 композиции и был сопродюссером альбома. *
2000 - Тоскливо-попсовый "Metamorphoses". Заглавный трек называется "я вспоминаю", последний - лишь размытый и полный еле сдерживаемой боли "Silouette" композитора и его мызыки.
2001 - ещё более унылый и "пустой" "Interior Music". Название знаковое: оно и для супермаркета, и видимо именно ЭТО (эхо в пустоте, осенний дождь и обрывки голосов прошлого) звучит в душе Жарра, лишившегося Любви, Женщины и Музы (как он неоднократно ранее называл Шарлотту Ремплинг) а также самого главного для творца - душевной ГАРМОНИИ.
2002 - нас удивляет шедеврально мрачный и философский "Session 2000". Альбом по настроению почти БУДДИСТСКИЙ, в нём звучит культивируемая НЕПРИВЯЗАННОСТЬ и ОТРЕШЕНИЕ ОТ любых желаний. По старой формуле: избавляясь от желаний, не имеем и страдания. Вы будете сметься, но я давал этот альбом послушать разным людям глубоко (по моему конечно, мнению) духовным, и их отзыв был удивительным: альбом - мощная духовная работа, борьба Духа...
По мнению 6 человек разных конфессий, разного возраста, статуса, социального и духовного опыта, самое подходящее название для альбома - "Путь Мудреца". "Размышления в первом треке, трезвый взгляд на жизнь во втором, горькая ирония в третьем, отрыв от всего во внутреннем одиночестве в четвёртом, попытка совместить всё это в пятом, и... уход от всего, принятие и растворение в последнем..."
2003 - Грустно-лирично-нежный "Geometry Of Love". Последний трек подавал надежду, что Жарр, найдя новую Любовь (Изабель Аджани) в следующем альбоме вернётся во всём своём великолепии...
Конец 2003 - Сообщения в прессе о скандале и разрыве Аджани и Жарра
2004 - выходит УЖАСНЫЙ "AERO" - выхолощенный, бездушный, механически-цифровой. Этот стиль определит фонограммное звучание Жарра на следующие 3 года
2006 - "The Symphonic Of Jean-Michel Jarre". Сборник похож на короткий всплеск самоосознания, попытку "воскресить" былые великие вещи. Увы, он же говорит о творческой беспомощности. **
2000 - 2008 - Жарр на концертах откровенно скорбен, играет почти с открытым неудовольствием, отстранённо и мрачно.
2007 - знакомство с новой Женщиной и... "Sent Eksupery" (посвящённый писателю Любви и Добра) не выпущен, выпущен "Teo & Tea"
Что общего?
1) Тематика альбомов Жарра с 1976 до 1997 - Мир, Вселенная, Природа, Пространство, Зоология, Общество, Время... Абстрактные и общечеловеческие темы, гениально раскрываемые талантливым человеком...
Тематика альбомов Жарра с 2000 (согласно его интервью и текстам обложек лицензионных CD) - ВНУТРЕННИЙ МИР человека, мир его ЧУВСТВ. "Metamorphoses" с его трагическим "Сest La Vie", прозрачно-грустный "GOL", "Teo & Tea"... (читайте релиз, всё сказано)
2) 1997 год - разрыв с Шарлоттой Ремплинг...
3) Взгляд... Из задумчиво-мечтательного, устремлённого вдаль и вглубь взгляд Жан-Мишеля стал тяжёлым, явно замкнутым... мрачным...
Я думаю, никто из тех, кто смотрел концерты и интервью маэстро до 1997 не станет спорить, что Жарр очень сильно изменился внешне - изменилась мимика лица, характер движений, характерные жесты... Это явно нельзя списать только на возраст, это нечто иное...
4) Не надо быть особым психологом, чтобы видя и слыша всё это, сделать вывод: качество музыки ухудшилось не потому, что Жарр стал циником и не хочет писать качественно, а хочет играть "левой ногой" и грести деньги лопатой.
Против этого восстаёт то, что в интервью он сам мучительно, подбирая слова, не глядя в камеру говорит о своём творчестве: "...да, я переживаю кризис и личный и музыкальный" (2006), "...сейчас не лучшие годы в моём творчестве" (2007)...
А скорее потому, что пережив тяжелый разлад во внутренней жизни, разрыв с двумя любимыми женщинами - мы знаем, что Жарр не общается с отцом *** именно потому, что тот бросил семью, когда Жану было 7 лет, и у него очень строгие воззрения на семью (интервью 1986) - он не может выбраться и преодолеть внутренний кризис... Что слышится в его музыке начиная с 1998? Метания, тоска, порой пустой драйв увлечённости, маета, печаль и меланхолия ("Oxygene In You Living Room") с проблесками надежды... И перед каждым альбомом он заявляет, что собирается вернуться со своими старыми аналоговыми синтезаторами...И каждый следующий альбом "будет настоящим студийным альбомом"... А в 70-80 он не говорил: он просто был СЧАСТЛИВ и писал гениальную музыку!..
Жарр не такого масштаба человек и не такого масштаба композитор, чтобы писать плохо в то время как он может писать ХОРОШО. Значит не может... не получается...
Душа - тонкий инструмент. Душа гения - тем более. Как сказал Гамлет, расстроить скрипку легко, расстроить душу - ещё проще...
Скрестим пальцы?..
Ну что тут добавить? Мнение человека и есть мнение. Догадки - догадки. И они могут быть правдой, могут быть в самую точку. Жарр мог где-то потерять себя, гармонию, покой, внутреннюю силу. И конечно же Музу. А вместе с ними - и способность
творить. Механика то у него осталась, талант тоже есть и его видно. Не хватает какой-то малости, чего то, что будет звать за собой и жечь землю под ногами.
Обретет ли Жан-Мишель свою способность творить снова? Нам не дано этого знать, поживем увидим.
Даже если и нет - он и так дал нам, миру, очень много, что останется с нами.
И все-таки мы будем ждать! И надеяться.
Комментарии...* Действительно, темная история. Данный альбом нигде и никак не упоминается в официальной дискографии маэстро. И неслучайно. По имеющимся данным он принадлежит коллективу Cosmic Baby, с которым связан Пол ван Дайк, которому случалось сотрудничать с Жарром. Похоже авторство Жарру приписали пираты (возможно даже наши соотечественники) для того, чтобы... диски лучше продавались под более известным именем. Так или иначе, тусовка наживку заглотила и началось бурление, родилась одна из легенд, широко обсуждаемая в узких кругах. Похоже, многие решили, что дыма без огня не бывает, и если Жарр не был автором всего альбома, то хотя бы части? Или сопродюссером? Однако официальный Жарр молчит, а вопрос ему задать, похоже, некому. Впрочем, чего гадать - послушайте альбом, решите для себя, много ли там Жарра.
** Этот сборник - не продукт маэстро, друзья его отца, тоже знаменитого композитора, трижды оскароносного Мориса Жарра постарались и сделали адаптации некоторых работ Жан-Мишеля для симфонического оркестра.
*** На данный момент правильно читать "не общался", маэстро Морис Жарр скончался 29 марта этого года.