Есть такое наблюдение, житейская мудрость, ставшая поговоркой: «Военные всегда готовятся к той войне, которая уже была». И это правда. Они действительно практически всегда считают, что следующая война будет калькой предыдущей. И растят новые поколения командиров, готовя их к прошлой войне…
Но рассказ-то будет не про это. Точнее и про это тоже, но только как призму, через которую мы посмотрим на судьбу, и частично историю, боевых кораблей. А точнее, на, пожалуй, самый эффектный их тип, который уже практически, в историческом плане, давно сошел на нет…
Мысль написать этот пост возникла после просмотра по телевизору передачи, посвященной посещению «места происшествия» и анализу одного из ярчайших событий, произошедших в северной Атлантике в ходе Второй Мировой войны – потопления гордости и красы флота фашистской Германии, линкора «Бисмарк».
Весьма субьективное и поверхностное изложение истории морских титанов...Здесь вы не увидите ни точных данных, ни анализа, ни объективности. Я не обладаю точными данными, просто не помню. Все будет субъективно, поверхностно и эмоционально. О гении инженеров, судостроителей и военных, овеществленных в стали. О плавучих памятниках военно-морской истории… Да что там! Это в чем-то буквально символ человеческой деятельности. О творениях человеческих рук и умов, в которых прекрасное и ужасное сплавилось так плотно, так взаимопроникло, что одно совершенно невозможно отделить от другого.
У этого типа кораблей на самом деле несколько названий. Англоговорящие называют их просто – «battleship». Есть у них и более поэтическое название – «дредноуты» (до 30-х годов 20-го века), происходящее от названия первого корабля такого класса «Неустрашимого» (англ. Dreadnought). Но самое известное их название – «линкоры», или, если полностью, то «линейные корабли». Единственная задача этих кораблей – разрушение. Их предназначение – топить другие корабли и обстреливать прибрежные позиции, нести врагу огонь и сталь. Более они ни для чего не создавались.
Почему они называются линейными, эти корабли, спросите вы? В этом тоже есть свой смысл и даже своя эстетика. Я объясню… Война пожалуй одна из самых грязных форм человеческого общения. И даже самые агрессивные и воинственные вояки всегда хотели привнести в нее некое благородство, красоту. Долгие годы война была уделом аристократии, с ее рыцарством, поединками, ритуалами, этикетом. Как бы не пытались многие отрицать, но даже потом, с приходом оружия, способного уносить жизни сотен и тысяч «одним щелчком» военным все-таки хочется красивых побед. Именно красивых. Много ли чести забросать противника атомными бомбами? Много ума не надо! Другое дело тактика-стратегия. Твой ход – его ход. Предвидеть… Правильно расставить. Вовремя походить. Шахматы, где вместо фигур полки и дивизии. То же и в воздухе. А море – вообще отдельная тема. Здесь влияние аристократизма пожалуй еще сильнее. Тут свой мир…
Так собственно почему же линейные? На самом деле линейными называются не только линкоры. Под эту категорию попадают все крупные (или крупнейшие) военные суда вплоть до времен парусного флота, в кои времена этот термин и появился. Тогда, для боя, военные корабли выстраивались в линии, эскадра против эскадры, стараясь подставить противника под бортовой залп. Маневрируя, пытались не дать противнику сделать то же с собой. Но по большому счету эти сражения носили характер поединков, только не отдельных людей, а кораблей. Вот здесь мне и видится призрак эстетики, некий налет рыцарства. Военные любят свои традиции… Ну, в общем, линейные, потому что стоят линией. Потом это название как-то отошло. Особенно с приходом новых типов кораблей. Суда становились все больше, все больше пушек на борту, которые тоже улучшались. Потом их стали обшивать стальными листами. Потом на них появились паровые котлы и гребные винты, а паруса стали уходить в прошлое. Появились полностью стальные суда. Сначала неуклюжие броненосцы. Потом более подвижные, несущие более совершенное вооружение. Все крупнее и крупнее.
Опыт Русско-Японской войны начала 20-го века показал, что нужен новый тип кораблей, способный эффективно справляться с броненосцами и всеми остальными боевыми судами, а также ближними наземными целями (к примеру, батареями береговой обороны) подвижный, способный совершать дальние океанические переходы, способный выдерживать сильный ответный огонь, а сам вести интенсивный огонь с далеких дистанций. Было принято решение отказаться от орудий среднего калибра в пользу орудий главного калибра (для тех, кто не в курсе, так называются самые большие орудия на корабле, установленные в башни), что в результате дало большой прирост в огневой мощи. Так родились дредноуты.
Опыт Первой Мировой дал новые ценные сведения по ведению войны, в том числе и на море. Он же дал и новый тип кораблей, которые похоронили дредноуты, но об этом – позже. Новые исследования, новые марки стали, орудия, силовые установки. И новые корабли. В 30-х годах дредноуты становятся линкорами. Почему? Ответ прост. Для того, чтобы дать залп по врагу линкор становится к нему бортом, т.е. в линию.
И вот наступает Вторая Мировая война. Все воюющие страны обладали внушительными флотами насчитывающими по всей видимости в сумме до полусотни линкоров. Может даже больше. И многие были заложены и пребывали на верфях в разной степени готовности. Но были среди этих колоссов поистине выделяющиеся экземпляры, такие как американские «Айова», немецкий «Бисмарк» или японский «Ямато» (который вообще был самым большим линкором). Советский Союз тоже имел в составе своих флотов несколько таких кораблей, например «Октябрьская революция».
Многие ли из вас знают, что это за сила – линкор? Основной корабль всех флотов – крейсер, выглядит рядом с линкором как лайка рядом с кавказской овчаркой. Каждый линкор имеет на борту от 8 до 12 орудий главного калибра установленных в 3-4 башнях. А что это за орудия! Калибр – до 450 мм. Эти орудия способны выплевывать снаряды массой до тонны и даже более на десятки километров. Орудия линкора могут бить за горизонт! На земле воронка от взрыва такого снаряда может быть площадью с половину футбольного поля. Линкоры способны развивать скорости до 30 узлов, а водоизмещение в 30 000 тонн для них далеко не предел.
Линкор бронирован и спроектирован так, что в состоянии выдерживать очень интенсивный обстрел, в том числе и из орудий главного калибра других линкоров, причем, это означает и попадания в него этими снарядами. Яркий пример живучести линкора – гибель «Бисмарка». Несколько часов подряд его, практически беззащитного, обстреливали два английских линкора при поддержке по меньшей мере трех крейсеров, по нему было выпущено более 2000 снарядов всех калибров, причем зафиксировано около 700 попаданий (несколько – торпедами) и только 4(!) пробили бронированную часть бортов, хотя надстройки были сильно повреждены, а человеческие потери были громадными. И после всего этого корабль вовсе не собирался тонуть…
Созданные для того, чтобы властвовать в морях, линкоры совсем недолго господствовали в водах мирового океана. Потому что одновременно с ними более дальновидные военные, готовящиеся к войне новой, а не старой, создали и взрастили новую силу, которая отправила линкоры на свалку истории – авианесущие корабли. Малоуязвимые для 16-тидюймовых орудий, линкоры оказались очень уязвимы для воздушных атак. Подавляющее большинство линейных кораблей было потоплено бомбами и торпедами, сбрасываемыми на них с неба. И хоть система противовоздушной защиты была на линкорах пожалуй самой лучшей, но на поверку она оказалась недостаточной. Первый гвоздь в гроб «Бисмарка» вбил устаревший неуклюжий «Свордфиш», выпустивший по гиганту торпеду, взрыв которой заклинил и повредил рулевую систему корабля, потерявшего способность идти прямо по курсу и уйти от преследовавших его превосходивших сил англичан. Практически весь цвет японского императорского флота, и сам гигант «Ямато», отправился на дно в результате атак американских истребителей-бомбардировщиков.
Эпоха поединков стальных гигантов закончилась так в общем-то и не начавшись. После Второй Мировой войны практически все страны списали линкоры из своих флотов, некоторые из них так и не были достроены и никогда не сошли со стапелей. Исследования в этом направлении были прекращены.
На данный момент линейные корабли остались на вооружении флота только одной державы – США. Во время президентства Рональда Рейгана линкоры типа «Айова», которые к тому времени еще не успели стать ломом, были деконсервированы, их силовые установки были заменены атомными реакторами, их снабдили новым, современным оружием, в частности ракетными системами ПВО. Сейчас их применяют в основном для демонстрации грубой силы. Эти корабли по-прежнему великолепно умеют утюжить своими снарядами городские кварталы.
Но, в общем-то, стальные титаны морей уже очень давно не более, чем воспоминание из прошлого. История…