Ну, на самом деле, не то, чтобы совсем радужные, но потенциально обнадеживающе...



Читаю я, значит, на днях, книгу о котрой писал уже, "Я или не Я", читаю и наполняюсь новыми познаниями в области иммунологии. Читаю и думаю, размышляю о прочитанном.



Ну то, что при пересадке органа в подавляющем большинстве случаев развивается отторжение, прием в довольно непродолжительные сроки - это момент широкоизвестный. И что отвечает за это имунная система. Потому что все мы разные и малейшие отклонения в генотипе порождают раличия в антигенах, что и замечается, моментально, лимфоцитами. И сначала, в считанные часы, выбиваются стволовые клетки тканей и пересаженных органов, а потом нарабатываются достаточные количества активированных против этих антигенов, против этих клеток, этого органа, лимфоцитов, которые и организуют отторжение. Все чуждое чуждо и должно быть удалено из организма. Даже если оно жизненно нужно.



Повторные пересадки от того же донора приводят к тому, что отторжение происходит гораздо быстрее. Потому что к борьбе с этим пришлым элементом наша имунная система уже готова. Ораганизм иммунизирован первым трансплантантом. Без осложнений может быть принят только орган или ткань однояйцевого близнеца, потому что он, фаткически, клон реципиента, генетически тождественн ему.



Этот эффект ставит существенный барьер на пути пересадок органов и тканей. Чтобы пересаженный орган прижил, нужно подобрать такого донора, который отличается от реципиента предельно минимально. Да и то человеку придется постоянно принимать препараты-иммунодепрессанты. И ходить под домокловым мечом внешней угрозы - инфекции не дремлют, а иммунитет сильно солаблен. Фактически, люди с пересаженными органами ходят по тоненькому как волосок лезвию, справа и слева от которого - смерть.



Однако иммунологи столкнулись с другим интересным эффектом. Оказывается, если в организм реципиент, когда он еще находится в стадии эмбриона и его имунная система не развита, ввести антигены донора, то отторжения, иммунизации - не происходит. Имунная система организма-акцептора, развиваясь, принимает антигены донора допустимыми и уже никогда не отвечает на них отторжением. Иммунизации не происходит, развивается имунная толерантность. Теперь от донора этому живому существу можно пересажваить что угодно - оно будет жить и выполнять свою функцию.



Но при чем тут клонирование, спросите вы? Чудесно, но эффект имунной толерантности так же индивидуален и уникален, как и эффект совместимости однояйцевых близнецов, что это может дать массовой трансплантологии?



Вот тут то и становятся заметны радужные перспективы массового клонирования органов.



Клоны, как известно и уже упоминалось выше - генетически идентичны. Предельно одинаковы в своей основе. У них единые антигены.



Вот о чем я подумал. Достаточно будет разработать две технологии:



А) Массовое клонирование человеческих органов и тканей. Я не говорю что эта технология завтрешнего дня. Но в принципе это, я думаю, разрешимо и возможно. Это могут быть клоны одного единственного человека, одного на всю планету.



Б) Внутриутробная иммунизация, на ранних периодах, человеческих зародышей клеточным материалом клонируемых органов и тканей для развития у них имунной толерантности к этим органам и тканям. Думаю в этом тоже нет никаких принципиально неразрешимых затруднений.



И главная проблема трансплантологии, проблема жизни и смерти многих людей - приживление, неотторжение пересаживаемого органа - будет решена в самой своей основе.



Изящно и эффективно. Безопасно и абсолютно.