Жители микрорайона «Курчатова» более 30 лет ждали коммунального транспорта.
В. Бойченко, мэр Мариуполя

Итак, это случилось! Главная тема дня в городе — к нам на Курчатова снова пустили муниципальный траспорт. Сегодня. И уже ходит.

Правда Бойченко немного ошибся. Муниципального транспорта на Курчатова не было "всего" что-то около 20 лет, +/-

Немного истории


Не смогу вспомнить тот момент, когда с Цырика уехал последний 15й. Это было во второй половине 90х.

А 30 лет назад был еще советский 1988 год. Кстати, год, когда я здесь поселился. И на эту окраину города ходили целых два маршрута, 15 и 21. Оба с ильичевской конечной.

15 ходил по вполне традиционному маршруту: пр. Ильича -> Рынок -> Заозёрная -> Мухино -> Пентагон (232 квартал) -> за ним направо, через посёлок. Так сейчас на Курчатова ходит весь транспорт.

21 шел как современный 108, от Мухино по направлению к краю города, потом делал поворот к (поначалу еще только будущей) 30 школе, дальше на край Волонтёровки и там, где сейчас у 108 конечная — поворачивал налево и шел до Курчатова.

Кстати, хорошая мысль продлить 108 до Курчатова! Это было бы феноменально, связать беспересадочным маршрутом северные окраины города и Черёмушки.

В самом конце 80х, год или два, в летнее время — с Курчатова ходила маршрутка, пазик, на левобережный пляж. Было удобно.

Да, в те годы свои конечные остановки были:
на Повороте (до сих пор действует в этом статусе);
на Левом, возле заводоуправления Азовстали (её остатки до сих пор наблюдаются).

С конечных ходили не только городские маршруты, но и пригородные. С Поворота автобусы шли, как и сейчас, в Сартану, в Талковку. С Левого — в приморские посёлки и сёла, некоторые из них только пару лет назад вошли в состав города.

Насчёт Приморского района не знаю. Наверняка старожилы могут рассказать, надо спросить у кого-нибудь.

Забытая окраина


К сожалению, снова на обочине жизни оказались другие места, с которыми связано моё прошлое и где всё так же живёт немало людей.

Это Горький, Азов-кольцо, Мирный, Гуглино.

Один печальный 114 маршрут, с его редкими и крайне некомфортными бортами, да условные трамваи, которых скорее нет, чем есть — этого катастрофически мало для северной рабочей окраины.

Куда в советские времена, кстати, ходило два автобусных маршрута, а чуть раньше целых три. Не считая регулярно бегающих трамваев еще трех маршрутов.

Это очень плохо!

Чего ожидать


Возвращаясь к основной теме. На Курчатова теперь ходит муниципальный маршрут 12А, который продлили от Ильичевского рынка. В прежние пару лет это был автобусный дубль троллейбусного маршрута-старожила 12, Ильичевский рынок - АС2.

На маршруте заявлено 16 бортов. 9 новых и те, что уже ходили.

Днем я знал только о 9 бортах и посчитал, что для равномерного покрытия маршрута они должны курсировать с примерным интервалом в 20 минут. С таким примерно интервалом ходит маршрутка 123 и это не сказать, чтобы удобно.

Однако теперь, когда я знаю, что бортов 16 — оказывается что на одной половине маршрута у нас не 5, а 8 бортов. И интервал движения должен быть короче, скорее минут 12-15.

Это, конечно, удобнее.

В муниципальном транспорте официально действуют все положенные льготы, а предоставление услуги происходит "по белому". Более того, уже сейчас доступна возможность расплатиться за проезд пластиковой картой.

Это хорошо!