Объять необъятное
Но вот, наконец, все эти годы ожиданий позади. Не только фаны Близзард, но и весь мир, даже те, кто вообще не играют — получили возможность увидеть Азерот воочую. Что же в итоге мы получили, какие это вызывает эмоции, какие вопросы поднимает и какие ответы даёт? Да в конце концов, успех это, провал и получилось ли у Близзард и Ко снять с игр «проклятье Уве Болла»?
A worthy effort
Субъективное
Визуально Варкрафт — просто конфетка!
Тем более, момент сложился так удачно. Хоббит давно закончился. На горизонте кинофантастики, особенно в жанре фентези — пустынно и печально. А здесь у нас отличный летний блокбастер, к тому же довольно оригинальный, свежий, на фоне удручающе бесконечного потока штамповки комиксов и всевозможных сиквелов. Наконец то на экранах появился «орижинал контент», да к тому же экранизация с заявкой на серию, франшизы, любимой миллионами. Чего мы, эти миллионы — давно ТАК хотели и ждали!
И в плане давно знакомого нам по играм, а теперь воссозданного мира — всё вышло просто замечательно!
Воплощенный Азерот глазами фана — настолько узнаваем, что некоторые люди говорят, бесполезно искать в фильме пасхалки именно к играм, Варкрафт в кино, вплоть до мелочей (и даже несуразностей) это тот самый Варкрафт. Тут даже знакомые банки с зельями того самого цвета, подписаны знакомыми названиями, и действуют. Полиморф работает как ему и положено, грифоны прилетают в то самое место, в которое и должны, армии всё так же не умеют воевать сомкнутым строем, игнорируя пики, камень встреч еще не работает, но уже есть, а если прокачивать свой скилл, то героя ждет левел-ап. Всё это визуально очень красиво и очень органично. Да, некоторые кадры и решения порой вызывают некоторые вопросы. Но мы видим Эльвинский лес и понимаем, без подсказок — это Эльвинский лес, а это Западный край, а то Красногорье. Штормград просто шикарен, и это он, наш Штормград! И так во всём, можно пересказывать весь фильм, называя все места.
Гадкие и бездушные капиталисты называют все эти штуки "фансервисом". И если так, то Варкрафт, как фильм, это просто пир и бездна его. Узнавание, погружение, многочисленные рассказы на форумах о репликах из зала. Это значит, что игроки приняли и поверили.
Звучит кино-Варкрафт тоже правильно. Сталь звенит, удары ухают. Заг-заг! Мрглбргл!
Умнице Рамину Джавади удалось написать для фильма новую центральную тему. Композицию, которую мы никогда не слышали в играх, но тем не менее, и духом и буквой — она оттуда. Я даже представляю пару-другую мест, где она вполне могла бы звучать. Фаны опасались, но в фильме нашлось место и паре музыкальных фраз из любимой игры.
Это всё на взгляд фана, которому картинка постоянно поглаживает его комплекс утёнка. А если человек со стороны?
Визуально Варкрафт смотрится достойно и даже более чем. На самом деле, мне судить об этом сложно — приходится постоянно пытаться отделить фана от зрителя, отключить это уютное чувство узнавания. Тем не менее, вопросы к зрителям не из фанов дают однозначный ответ — очень красиво, классно, достойно, картинка бомба!
Главные герои фильма, безусловно — орки.
Не в плане сюжета или экранного времени, здесь все делится с людьми примерно поровну. Но люди — они же люди, в принципе, какие и везде, ничего особенного. А вот орки!..
Будем откровенны, у нас не так и много фильмов хорошего добротного фентези. Практически единственные названия, которое фозникает в материалах про Варкрафт (как кино) — джексановские Властелин колец и Хоббит. И тут уже у фанов начинаются жаркие споры, какое кино лучше и какая экранизация правильнее. Об этом мы еще поговорим дальше, я же о другом. Об орках. Ну какие в Средиземье орки? Да вы и сами знаете.
Орки Варкрафта — ломают устоявшийся стереотип кино-орков, да и в общем представлении об орках фантастических стоят несколько особняком.
На фоне очень типичных и откровенно обычных, а оттого плоских, малоинтересных людей — именно орки приковывают к себе больше внимания. Каждая сцена с ними, каждый кадр — колоритны. Особенно там, где аборигены Дренора перед нами крупным планом.
В своем вступительном посте я несколько раз касался пути Голливуда в развитии зрелищного и фантастического кино. Заинтересованный и наблюдательный зритель, даже если юн, тем более, если всё это происходило при его жизни — может без особого труда выстроить лестницу или как сейчас модно говорить, roadmap (дорожную карту) развития этой ветки киноиндустрии. Шаг за шагом, всё выше, всё круче.
Каждый шаг либо подводил итог предыдущему этапу развития технических возможностей индустрии, либо раскрывал новые горизонты, презентовал некие новые технологии, а зачастую делал всё это одновременно. Давайте вспомним основные этапы пути фантастических фильмов и технических достижений последних 40 лет.
* Звёздные войны (первая трилогия), конец 70х-начало 80х — зрелость и полный расцвет сил традиционных sfx: аниматороники и vfx (спецэффектов комбинированной съемки, работы с камерой). При помощи достижений этой отрасли очень успешно и зрелищно (для своего времени) реализуются доселе неслыханные по визуальному масштабу сцены.
* Терминатор 2, начало 91 года — на фоне совершенной аниматроники и vfx — успешное и заметное применение новых, созданных при помощи компьютера спецэффектов, которые органично встраиваются в визуальную задумку фильма и начинают играть значимую роль в построении видеоряда. С этого момента роль CGI (изображения, построенного при помощи компьютера) будет только возрастать.
* Парк Юрского периода, середина 93 года — значительно усовершенствованные технологии построения компьютерных спецэффектов позволяют поднять уровень и масштаб зрелищного кино на невиданные доселе высоты. Впрочем, аниматроника по прежнему значима и более чем востребована. Большинство потрясающих сцен создаются путем разумной стыковки традиционных и компьютерных спецэффектов, делящих между собой крупные и общие планы.
* Матрица, весна 99 года — момент смены поколений, итог-шаг компьютерных спецеффектов. Синтезированные сцены при всей своей фантастичности смотрятся совершенно естественно. Гладко и бесшовно реализуются доселе неслыханные визуальные решения (в частности тот самый bullet-time). Начало триумфального шествия хромакея (зелёного/синего экрана). Роль и значимость аниматроники заметно уменьшаются и из основного инструмента она всё больше отходит в разряд вспомогательных.
* Властелин колец, зима 00-03 годов — фактически, кинематограф заявляет, что живописно и визуально бескомпромиссно в состоянии реализовать самые смелые фантазии полувековой давности. Воспроизводятся, на всех уровнях планов, сцены любого уровня сложности. На экране, причём зачастую одновременно — воплощаются классические фентези-типажи и расы. Технология захвата движения становится ключевой для крупноплановой детальной визуализации персонажей, существенно отличных от человека. И фактически полностью заменяет собой самую совершенную аниматронику и самый изощренный грим. Отдельного внимания заслуживает работа специалистов по подбору местностей и матте-пейнтингу.
Роль 3d-графики, хромакея и захвата движения (триады CGI) в построении сцен постепенно нарастают, как и детальность персонажей, находя свою реализацию в таких фильмах нулевых как продолжения Матрицы, Я, робот, Кинг-Конг, Хроники Нарнии и Хроники Риддика, Гарри Поттер, многочисленных экранизациях комиксов. Всё чаще подобные спецэффекты появляются и в нефантастических фильмах, вроде неопеплумов или просто боевиков. Отдельно надо отметить, что на этом этапе индустрии гораздо лучше и удачнее даются персонажи и объекты, более плоской, гладкой либо чешуйчатой фактуры, либо же всевозможные скафандры-доспехи, роботы и механизмы. Шерсть и живая кожа, в большинстве случаев, остаются реализованны схематичнее и хуже. Аниматроника не уходит из фантастики окончательно, сохраняя за собой нишу вспомогательных спецэффектов (типа реализации всяких собак-зомби).
* Аватар, конец 09 года — снова, фильм, который одновременно итог и следующий шаг в развитии зрелищного кино. Абсолютное доминирование триады CGI над традиционными способами построения картинки. Нормой становится снимать фильм большей частью на фоне хромакея, массированно использовать матте-пейнтинг. Всё это позволяет воспроизовдить, еще более детально и изощренно, масштабно, фантастические сцены практически любой, фактически неограниченной сложности (хватило бы бюджета). В частности, а Аватаре реализуется уже без ограничений, фантастика на уровне sci-fi последней трети 20 века. Кинематограф в состоянии воплотить визуально инопланетные миры, богатые разнообразными формами жизни, с пейзажами отличными от монотонных равнин, гор, пространных пустынных территорий или океанов. Технически Аватар реализует именно эту идею. Впридачу, создатели фильма отдельный акцент делают на реанимации концепции 3D-изображения, "объёмного фильма", прежде реализованной в виде "стереокино" и уже отошедшей. В целом можно сказать, что Аватар был классическим примером диалектического перехода, когда массированное использование, количество — в итоге даёт определенное новое качество. Технически же, ничего существенно нового фильм не привнёс.
Фактически, сейчас мы живём в период пост-Аватар. Каких-то новых глобальных прорывов в зрелищном кинематографе не предвидится. Основные технологии уже созданы, реализованы и стали (хоть и дорогостоящей, но) обыденностью. Тем не менее, продолжается эволюционное развитие некоторых направлений...
* Терминатор 2, начало 91 года — на фоне совершенной аниматроники и vfx — успешное и заметное применение новых, созданных при помощи компьютера спецэффектов, которые органично встраиваются в визуальную задумку фильма и начинают играть значимую роль в построении видеоряда. С этого момента роль CGI (изображения, построенного при помощи компьютера) будет только возрастать.
* Парк Юрского периода, середина 93 года — значительно усовершенствованные технологии построения компьютерных спецэффектов позволяют поднять уровень и масштаб зрелищного кино на невиданные доселе высоты. Впрочем, аниматроника по прежнему значима и более чем востребована. Большинство потрясающих сцен создаются путем разумной стыковки традиционных и компьютерных спецэффектов, делящих между собой крупные и общие планы.
* Матрица, весна 99 года — момент смены поколений, итог-шаг компьютерных спецеффектов. Синтезированные сцены при всей своей фантастичности смотрятся совершенно естественно. Гладко и бесшовно реализуются доселе неслыханные визуальные решения (в частности тот самый bullet-time). Начало триумфального шествия хромакея (зелёного/синего экрана). Роль и значимость аниматроники заметно уменьшаются и из основного инструмента она всё больше отходит в разряд вспомогательных.
* Властелин колец, зима 00-03 годов — фактически, кинематограф заявляет, что живописно и визуально бескомпромиссно в состоянии реализовать самые смелые фантазии полувековой давности. Воспроизводятся, на всех уровнях планов, сцены любого уровня сложности. На экране, причём зачастую одновременно — воплощаются классические фентези-типажи и расы. Технология захвата движения становится ключевой для крупноплановой детальной визуализации персонажей, существенно отличных от человека. И фактически полностью заменяет собой самую совершенную аниматронику и самый изощренный грим. Отдельного внимания заслуживает работа специалистов по подбору местностей и матте-пейнтингу.
Роль 3d-графики, хромакея и захвата движения (триады CGI) в построении сцен постепенно нарастают, как и детальность персонажей, находя свою реализацию в таких фильмах нулевых как продолжения Матрицы, Я, робот, Кинг-Конг, Хроники Нарнии и Хроники Риддика, Гарри Поттер, многочисленных экранизациях комиксов. Всё чаще подобные спецэффекты появляются и в нефантастических фильмах, вроде неопеплумов или просто боевиков. Отдельно надо отметить, что на этом этапе индустрии гораздо лучше и удачнее даются персонажи и объекты, более плоской, гладкой либо чешуйчатой фактуры, либо же всевозможные скафандры-доспехи, роботы и механизмы. Шерсть и живая кожа, в большинстве случаев, остаются реализованны схематичнее и хуже. Аниматроника не уходит из фантастики окончательно, сохраняя за собой нишу вспомогательных спецэффектов (типа реализации всяких собак-зомби).
* Аватар, конец 09 года — снова, фильм, который одновременно итог и следующий шаг в развитии зрелищного кино. Абсолютное доминирование триады CGI над традиционными способами построения картинки. Нормой становится снимать фильм большей частью на фоне хромакея, массированно использовать матте-пейнтинг. Всё это позволяет воспроизовдить, еще более детально и изощренно, масштабно, фантастические сцены практически любой, фактически неограниченной сложности (хватило бы бюджета). В частности, а Аватаре реализуется уже без ограничений, фантастика на уровне sci-fi последней трети 20 века. Кинематограф в состоянии воплотить визуально инопланетные миры, богатые разнообразными формами жизни, с пейзажами отличными от монотонных равнин, гор, пространных пустынных территорий или океанов. Технически Аватар реализует именно эту идею. Впридачу, создатели фильма отдельный акцент делают на реанимации концепции 3D-изображения, "объёмного фильма", прежде реализованной в виде "стереокино" и уже отошедшей. В целом можно сказать, что Аватар был классическим примером диалектического перехода, когда массированное использование, количество — в итоге даёт определенное новое качество. Технически же, ничего существенно нового фильм не привнёс.
Фактически, сейчас мы живём в период пост-Аватар. Каких-то новых глобальных прорывов в зрелищном кинематографе не предвидится. Основные технологии уже созданы, реализованы и стали (хоть и дорогостоящей, но) обыденностью. Тем не менее, продолжается эволюционное развитие некоторых направлений...
Развитие и реализация новых уровней спецэффектов обычно шла от пейзажа к портрету, от общего плана к крупному. Я потратил так много времени на эту ретроспективу, чтобы сказать следующее. Сейчас, в этом фильме, без заявок на революцию, без объявления прорыва, без громкой всепланетной пиар-компании, на наших глазах технологии создания фотореалистичных персонажей — вышли на новый уровень. Теперь кино может ВСЁ, абсолютно всё, в любом масштабе и на любой дистанции.
И оно подарило нам орков Варкрафта.
Шикарных!
Настолько, что даже некоторые принципиальные ордофобы или люди, вовсе не знакомые с игровой серией, говорят: "Такие... человечные! Ими можно поиграть? Класс, хочу! Надо бы поглядеть, что там происходит у них в этой их Орде." И ведь это они еще не искали жену Манкрика!
Однозначно можно сказать, что как минимум в случае орков — мискаста не случилось. Пусть каждый абориген Дренора синтетический, создавался актёром лишь отчасти, но в целом мы получили образы цельные, свежие и гармоничные! Персонажей, в которых, на фоне слишком обыкновенных, а потому невыразительных человеков — зритель верит. И которым сопереживает.
Фанам импонирует каноничность и внимание к мелочам. Многочисленные "камео" вождей кланов: Громмаша, Каргата, Килрога — не ускользают от внимания искушенного зрителя. Оргрим Молот рока традиционно противоречив, колеблется, но в итоге принимает правильное решение.
Многим дамам и девам очень пригянулся мужественный и решительный "благородный дикарь" Дуротан.
Абсолютное коллективное мимими у женской половины зрителей вызывал малыш Го'Эль.
Это ли не удача?! Вроде бы да. Да? Если все довольны. Довольны? Время радоваться и ждать анонса продолжения?
Да, но похоже — не совсем. Нет, конечно да, но... недостаточно?
Успех Варкрафта-фильма оказался... странным.
Драматичным.
#666