15:38 

Большая Медведица, в путь веди!

Hius
- Magna vacuum in tactus
Большая Медведица, в путь веди! | Территория, 2015

О случайностях, совпадениях, закономерностях, эмоциях и впечатлениях. Оттиск момента в двух частях со вступлением.


Причем части эти, хоть и отдельные, разделить можно лишь условно. Потому как между ними обоими протянуты теперь прочные нити связей, которыми они стали сшиты для меня нераздельно, связаны абсолютно, хотя еще недели полторы назад — не были. А об одной из них еще месяц назад я и не знал вовсе.

Впрочем, по порядку.

Introduction. Дивные пути

Пути информации причудливы. В сети ее просто море. Океан, бездны и пучины. Если хорошо поискать — можно найти что угодно. Я уже много раз, на страницах этого дневника, делился своими маленькими радостями — вспомнил и нашел то, нашел это. Иногда не находится сразу, не находится год, даже два, три. Но сеть живёт, прирастает. Редко когда не находится вообще ничего. Если иметь цель, какие то элементарные, но вполне конкретные зацепки и раз за разом делать подход к снаряду. Как в песне, кто ищет — всегда найдёт.

Да, есть вещи нишевые. Малоизвестные. Малоинтересные. Но среди миллионов людей неизбежно найдутся те, кто как и ты — связаны с темой. А порой связаны с ней глубже.

Особая прелесть нашего времени в том, что людей так много, социальные связи так легки, часто случайны, богаты и причудливы... А информации во всех нас так много, что она движется порой странными и неожиданными потоками и иногда приносит тебе то, именно то, что важно, что хотел бы найти, ищешь или искал. Без запроса. Даже не в момент поиска. А просто потому что. Каким-то образом, именно то, что интересно для тебя, хотелось бы найти — приплывает к тебе само, как-то совершенно случайно, так, что ты даже не знаешь еще, что это оно. Уже в твоих руках.

Пару недель назад, плюс-минус дни, на мой инстаграм подписался один человек.

Человек и человек, мало ли в сети людей. И кто на меня подписывался. Боты, например, частенько. Но это был человек. Илья Сорокин aka Ilalsor Я зашел посмотреть его, полистал. Интересно :) Похож на меня. Подписался в ответ. Продолжил смотреть.

17 недель назад фото. Книги. Книги всегда привлекают моё внимание. Я мало пишу о том, что читаю, к сожалению. Очень к сожалению сейчас, когда я пытаюсь наполнить свой профиль на LiveLib. И вот помню, что читал, год помню. А месяц могу вспомнить не всегда.

Так вот, книги. Обложка в стиле кинопостеров. Бородатые мужики, походная одежда, ружжо и рыжеволосая дама. Сгруппированы, наверное по принципу важности для сюжета, смотрят в разные стороны на фоне живописных пейзажей. Охотники, геологи, полярники, еще какие-то люди романтической профессии?

Название — "Территория". Выше, шрифтом поменьше, автор — Олег Куваев.

Фамилия какая-то одновременно и знакомая, и нет*. Не читал. Обложка, название? Подумал, что какая-нибудь современная хрень типа историй про Перевал Дятлова или серии "Этногенез".

В общем, скептически отнёсся. Но при этом отметил и решил загуглить. Тут то и посыпалось интересное :) Осознал я глубину очередной ошибки, судить книжку по обложке. Узнал я всё и про Куваева, и про Территорию. И про две её экранизации. Мою ровесницу и теперешнюю. Подумал, надо посмотреть, как-нибудь.

А в первые выходные октября это "как-нибудь", каким-то броуновским движением, совершенно неожиданно для меня — случилось.

И вот тут стало совсем интересно. И дальше рассказу стоило бы потечь двумя, параллельными путями, потому что они и связаны, и параллельны. Но ведь сделать такое сложно, поэтому придется выделить что-то первое и с него начать, а вторым продолжить. И пусть это будет вот так.

Movement I. Большая Медведица

Это песня из фильма, кусок которого, до недавно, я видел всего один раз. А значит и песню эту слышал всего однажды. Если я помню верно — еще в нулевых, а значит уже довольно давно.

Как и некоторые другие вещи, это случилось дома у родителей жены [тогда я еще был женат] У них было кабельное, в том числе и российские каналы, много, что-то типа "Ностальгии", хотя и по другим временами показывали старые советские вещи. Таким путём и именно там я оживил воспоминания о некоторых вещах и темах, которых я не видел годы, а может и десятилетия, с самого детства. Например там я, впервые с... лета 1986 года увидел "Колыбельную для брата". Которую до того видел всего раз, когда первый раз был в пионерлагере. И песня из которой, "Пять минут тишины" еще тогда засела в моей памяти, ушла глубоко, особо не вспоминалась, но и сильно не всплывала, не взывала к поиску, хотя помнилась. Бывают такие вещи, которые вроде вот помнишь, но копать и искать они не жгут. Камешек поменьше. Так, изредка выплывают в памяти по какому-то случаю или ассоциации. Потом, правда, могут стрельнуть, мол, а что это лежит здесь у нас вообще, какой бэк?

Примерно так и с этим фильмом. В [советском] прошлом "Идущие за горизонт", которые по Куваевской же "Птице капитана Росса" — я не видел. Не помню. Не с детства. Да и врядли. Говорят, этот фильм 72 года последний раз показали аж в сентябре 1984. И с тех пор полный перерыв аж до мая 2008 года. Вот когда-то тогда, уже после, когда показы возобновились. Там я и услышал эту песню.

Тогда меня торкнуло. Запала. Меня в жизни как только не называли. Называли и чёрствым сухарём, и даже андроидом. Мол, нет у меня чувств :) Хотя нередко признавали и романтичным, и лиричным. Просто всё избирательно. С каждым разный. Но есть вещи, которые трогают меня и довольно глубоко. Могу и пошмыгать носом, и потереть глаза. Ну и, конечно, внутри тоже что-то движется. Просто темы и вещи порой не совсем ожиданные. Типа вот такого.

Типа песни например. Из которой и запомнил всего фразу-две. Но при этом какая-то эмоциональная струна в ответ на неё — звенит.

А тогда привычки гуглить сразу я еще не имел, шазамов всяких тоже не было (да и врядли нашлось бы). Но эта самая Большая медведица таки засела во мне. И я потом, не в тот день, по-моему, а хорошо через время, искал. Точно помню, как минимум раз. И помнится, что результат был какой-то скудный. В ответ поисковики щедро вывалили Боярского (Дербнёва-Добрынина), да еще известный вестерн Маха. Вот даже не помню, нашел или нет, какое-то чувство неудовлетворенности осталось, наверное убедительного результата не было. И я, как мне кажется, и как уже бывало (с тем же "Человеком Пацифиды" например) отложил дальнейшие поиски на потом. Потому что спустя время, когда мне вспоминалось — а мне вспоминалось — было ощущение незаконченности и ощущения, что я знаю не всё, что хотел бы.

И даже, представьте, вспоминалось, даже недавно, месяц-два, не больше, слова и мысль, что неплохо бы пошуршать в сети. Как всегда, где-то в дороге, поэтому в инет не полез. А могло бы уже тогда.

А потом, полторы недели назад, я смотрел фильм.

Заиграла музыка. И прозвучали слова. И прозвучали так, что этих я не знал, не помнил. И голос не тот. И музыка, наверное, по другому. Точнее, её ту, старую, я тоже не помнил. Не помнил, не знал, и тем не менее... Вот это самое ощущение, когда специально не искал, не ждал совершенно, даже и в мыслях не было. А оно бабах, внезапно прямо в мозг!

Нарастающее волнение предвкушения, предчувствия, уверенности, узнавания!

Еще не оно, еще полного совмещения не произошло — но ты уже знаешь! 100% гарантии нет, вдруг ошибка... Но ты внутренне убеждён, ошибки быть не может. Это именно оно! Хотя всё стоит по другому, а тем не менее шестерёнки уже становятся на место и на место падает кусок паззла, который складывает всю картину! Совмещение вот вот произойдет!

Знаете, в тот момент меня накрыло, так, что даже наверное перехватило дыхание! Ажитация. Всё внимание в экран.

Я знал, что сейчас будет, был уверен, не смотря на то, что после первого куплета песня прервалась и наступила малая сюжетная врезка фильма. Я понимал, по структуре эпизода, по линии момента. Этот разрыв в песне, подчиненной течению картины — важный момент, для конденсации, взведение пружины перед рывком, концентрация и накачка эмоций, где песня и видеоряд повествования, взаимно влияют и заряжают друг друга. В этот момент, в этом эпизоде, было гораздо больше от хорошего видеоклипа, чем от традиционного кинематографа.

Бабах!

И песня потекла дальше. И всё совместилось. Сошлось. Это она!

В совершенно другом фильме.



Баллада о детях Большой медведицы

Автор текста — Олег Куваев.
Композитор — Станислав Пожлаков

Не нужен бродягам дом и уют,
Нужны - океан, земля.
Что звёзды Медведицы им поют,
Не знаем ни ты, ни я.

Велик океан и Земля велика,
Надо бы всё пройти,
Большая Медведица издалека
Желает тебе пути.

А где-то там, скатилась звезда,
Как будто слеза с лица
И к детям твоим пришла беда,
Большая Медведица.

Наляжем, друг, на вёсла свои
Волна пощади пловца.
Большая Медведица, благослови!
Большая Медведица!

Твёрд капитан и матросы тверды,
Покуда стучат сердца,
Большая Медведица, в путь веди!
Большая Медведица.


Конечно же эта аранжировка нравится мне гораздо больше классической.

Одиночный восхитительный женский вокал молодой восходящей звезды, Муси Тотибадзе, в сопровождении современного, более мощного и богатого переложения изначальной мелодии — явно выигрывает у первоначального мужского хорового исполнения. Одинокий женский голос — это персональное обращение, близкое к молитве. Хор этого не может, в эмоциях он слаб, пафос есть, а вот магии нет.

40 лет прошло, и явный прогресс на лицо.

Классическую версию исполнения можно услышать в фильме, где она прозвучала впервые. Например на ютубе, отмотайте на 1:57:15.

А для меня теперь закрыто еще одно белое пятно.

Movement II. Территория

Итак, Куваева я не знал, фильмов по его книгам, можно сказать, не видел.

Поэтому, довольно интересный опыт. Устроить просмотр двух картин по одной книге. Тогда и сейчас. Советское — Российское. Было — стало. И 40 лет между.

Знаете, у меня к российскому кинематографу довольно настороженное и скептическое отношение. Примерно вот такое (хотя то еще оптимистично). Ну, сами понимаете, после розовых танков, парусных танков, римейков советской нетленки [По рукам бы дать!] А бюджеты то огромные! Но танки ведь розовые.

Заставки и всякие интро делать мы научились [И в этом фильме оторвались на славу, да] Клипмейкеров много. А вот серьезные роли да сюжеты?

И вот перед нами олдскул и мейнстрим. Хоть не сиквел, а римейк. Ну интересно, как оно вышло?

Великолепная, просто замечательная картинка, конфетка, полная предельно живописных, прям-на-холст кадров, во всю стену! Представляю, как это выглядело на большом экране! В голове мысль, что перед глазами толи одна из серий "Планеты Земля" BBC, толи "Властелина колец". Сибирь хоть и сурова, но прекрасна — истина! Как и то, что научно-технический прогресс и космические корабли бороздят просторы Большого театра.

А что у неё внутре? За этой красивой обложкой.

А внутре у неё... Ну, тут сравнения с советским оригиналом неизбежны. Внутре актёрский состав. Который, в первом своём дивизионе — слаб и дохл.

Лавроненко никак не Банионис. Нынешний Чинков — совсем не тот. Нет в нём той угрюмой решительной силы, упорной мощи джаггернаут. В его "Уничтожу!" как-то не верится. Его роль скорее наводит на мысли о склонности к аутизму, а не сосредоточению. Пытается выглядеть суровым. Не тот калибр.Или не там.

И Бероев далеко не Шерстнёв, пусть второй и играл последние 10 лет только уголовных авторитетов, да в комедиях. Фактурность не та. Нету в молодых современных чего-то важного, для таких ролей. Может сами по себе и прокатят, да в цивильных ролях, в интерьерах, костюмах, в по театральному уютно прописанных сценах. А если поставить рядом две картины — тут то разница и видна. Нынешний Монголов — совсем не торт.

А в 78 — там глыбы, а не люди. Действительно люди-болты, которых ни забить, ни выдернуть. А современность — богемные театральные мальчики в накладных бородках. Играют, а не живут. Не геологи. Не первопроходцы. Не спасают ни северные пейзажи, ни свитера крупной вязки. Не верю. Лоск в них какой-то, современный. Нет той огранки, выточенности и закалки. Всё как-то наиграно, играют эмоции и страсти, а не проживают их.

Хотя может я и несправедлив. Может быть, если поставить нынешних Чинкова и Монголова, самих по себе, без оглядки на тех, прошлых... То может и ничего, сгодятся вполне. Других то и нету. Лучших. Это знаете еще что? Как это часто бывает сегодня, не показать то время и тех людей, а показать, как сегодня представляют себе то время и тех людей.

Но интересные типажи есть. Однозначно! На вторых ролях и в эпизодах. И выглядят и играются куда органичнее.

В фильмах интересно то, что изрядной частью сцены повторяют друг друга, а диалоги совпадают один в один. И на следующий день после просмотра картины 78 года — я почти точно мог вставить нужную реплику в нужном месте.

Современная версия была мне интересна и приятна тем, что в ней, по сравнению с 78 годом — намного больше внимания уделили линии Баклакова, который здесь стал однозначно одним из главных героев, в то время как в прошлом фильме проходил скорее линией в тёрках и больших делах Чинкова и Монголова. В каком-то смысле этот фильм больше о нём. Больше и Апрятина, что неплохо, правда выглядит он постоянно как-то слабо и уязвимо. В точке столкновения Апрятина с Чинковым очень красноречиво проявляется всё то, что мне кажется слабым в главных фигурах этой версии. А "доктор" Гурин еще больший пижон, чем в фильме ver 1.0, и его тоже гораздо больше. И тоже кажется, что он больше из современности, чем из тогда.

Женские персонажи совершенно уникальны, сравнить не с чем. Сергушова Кутеповой — ок, принято. Тамара — няшечка. И это всё, что от неё требовалось.

Музыка — отлично! Еще и песни постоянно не новодел, а оттуда, из прошлой эпохи. Что сильно прибавляет.

Картина красивая. Правда. Очень. Показать не стыдно. Тема может быть и понятна, и интересна, и за рубежом. Никаких особых дополнительных культурных погружений в советское прошлое не требуется. Любой поймёт. Это удача.

А вот здесь можно почитать рецензию на фильм... геолога. Наследника героев книги.

And.

Территорию теперь я читаю.

P.S. А находили и меня. Через мои поиски и посты о них. Находили авторы, первоисточники. Была у меня одна история, год назад...

Update 28.10.2015 | Прочитал, сегодня. Море удовольствия!
* конечно же фамилия знакомая. И даже имя. Вот так вот, Олег Куваев, только другой — "отец" Масяни.

@темы: Ссылки, Путешествия, Музыка, Люди, Личности, Книги, Кино, Картинки, Видео

URL
Комментарии
2015-10-14 в 21:49 

Ringmaster
А время, шурша, утекает сквозь пальцы Колючим стеклянным песком...
Илья Сорокин aka Ilalsor ... aka ringmaster, забыл написать... Кстати, читал бы ленту, наткнулся бы на пост от апреля сего года, с моими комментариями по поводу фильма и песней, тогда ещё без клипа.
Подписался на тебя в инстаграмме, кстати, после того, как ты здесь фотку с инстаграмма выложил.
По поводу фильма можно бы и пополемизировать...правда, советскую версию я ещё не смотрел, только собираюсь.
Но интересно узнать твоё мнение и после прочтения книги.

2015-10-14 в 22:14 

Hius
- Magna vacuum in tactus
Ringmaster, Вот и познакомились! Было у меня подозрение, что это не случайно :) Пардон, я действительно ленту практически не читаю.

Да, как прочитаю, можно будет полнее.

URL
2015-10-15 в 15:26 

Ringmaster
А время, шурша, утекает сквозь пальцы Колючим стеклянным песком...
Вот и договорились.

2015-10-28 в 21:51 

Hius
- Magna vacuum in tactus
Я прочитал, можно полнее :)

URL
2015-10-28 в 22:57 

Ringmaster
А время, шурша, утекает сквозь пальцы Колючим стеклянным песком...
Hius, у меня вот руки до старого фильма не дошли...
На мой взгляд, фильм сделан очень аккуратно, авторы постарались оставить дух книги с одной стороны, и не потерять нынешнего зрителя с другой. Для этого добавлена авантюрная линия - хотя с точки зрения книги она совершенно не вписывается, акцентирована любовная линия. Неспешность фильма не заменяет философских размышлений книги, она дает возможность на них набрести. Ну и подталкивает к прочтению, нас с тобой обоих, вот, подтолкнула.
По поводу актерской игры ничего сказать не могу, я не спец в этом вопросе, но откровенной, глаза режущей фальши у главных героев я не заметил. А вот игра второстепенных персонажей - Салахова, Куценко, Кефира, Бога Огня - разбавляет, добавляет детальности, что ли. Тот же Апрятин - совершенно из книжки... ..."Природа действительно лепила Жору по образцу викинга: голубые глава, светлые волосы. Но природа где-то на полдороге отвлеклась, и остальное завершил дед - известный географ, исследователь Центральной Азии. Он учил внука читать по путешествиям Пржевальского, мучил холодной водой по утрам, самовластно направил в горный и самовластно распределил работать на Север."... Вот это "на полдороге отвлеклась" и сыграно, и почти в точку.
Но, в общем, ты прав. Это современное представление о том, какими должны были быть люди тогда. Собственно, если такая цель ставилась - не один в один перенести на экран книгу, а заставить задуматься о том, "Почему же вас не было на тех тракторных санях, и не ваше лицо обжигал морозный февральский ветер?" современного зрителя, она достигнута. О недостатках реализации можно спорить... но идеал у каждого свой. Найти золотую середину, мне кажется, у авторов получилось.

2015-10-31 в 09:02 

Hius
- Magna vacuum in tactus
Перемещаем беседу сюда, в пост, под которым собралось больше любителей Территорий ;)

URL
2015-10-31 в 10:50 

Ringmaster
А время, шурша, утекает сквозь пальцы Колючим стеклянным песком...
Больше Территории любителям Территории!

2015-10-31 в 11:29 

Hius
- Magna vacuum in tactus
Истинно так! :)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Curriculum vitae

главная